FAQ Поиск Пользователи Группы ФотоАльбом  Регистрация Войти и проверить личные сообщения Вход
Екатеринбург утраченный

 
Начать новую тему   Ответить на тему       Список форумов Forum.profintel.ru -> Полезное и интересное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 9:34 pm    Заголовок сообщения: Екатеринбург утраченный Ответить с цитатой

Давно зрела идея создания этой темы... А в связи с последними событиями (раскопками на площади 1905 года, мероприятиями ШОС, неожиданными находками в подвалах старых усадеб, снос некоторых "домов" и т.п.) сия тема становится весьма и весьма актуальной!
Тема вроде бы понятна: Екатеринбург - какой он был, и каким он до нас не дошел. В этой теме будут скомпаннованные мной (а авось найдутся и еще желающие) материалы, касательно прошлого Екатеринбурга, чьи материальные свидетельства дошли до наших дней только в качестве фотографий и воспоминаний. Будет возможность как всплакнуть об ушедшей красоте, так и подивиться тому, сколь разительно отличаются реконструируемые здания от своих исторических оригиналов!

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 9:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Оглавление

Кафедральный Богоявленский собор
"Большой Златоуст"
Мельница Борчанинова
Памятник Александру II

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр


Последний раз редактировалось: Magistr (Пт Окт 24, 2008 7:18 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 9:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Начать, думаю, следует с самой "наболевшей" темы последних дней - восстановления Кафедрального собора на Площади 1905 года. История вкратце такая - до наших дней на месте совр. площади 1905 года (к 20 веку - Кафедральной и Торговой площадей) было два утраченных памятника - памятник царю-освободителю Александру II и Богоявленский кафедральный собор. Ценность сего шедевра архитектуры, помимо упокоенных 3-х церковных иерархов, состоит в том, что собор во многом напоминал Собор св. Петра и Павла в Петербурге (тот, что явл. центральной доминантой Петропавловской крепости; не видевшие лезут в кошелек и смотрят на купюре в 50 рублей). Во времена советской власти на площади были закопаны тела невинно пострадавших за дело революции большевиков, а над всей этой "братской могилой" была установлена пирамида. Впрочем, стояла она недолго - когда белые заняли Екатеринбург, все останки "новопреставленных" были выдворены с площади прочь. Во времена СССР на площади проводились митинги великой партии, а показывать на светлое будущее (подобно Ильичу на памятнике) в сторону собора было как-то некрасиво... Поэтому недолго думая в 1930 году его взорвали!
В чем весь сыр-бор: от большой фантазии современных градоуправителей и церковных иерархов будущее площади 1905 года вызывает определенного рода опасения. В чем оно может заключаться:
1. Под площадью строят многоуровневый торговый центр подобно Охотному ряду в Москве. Одна из первых идей нашего мэра, на моей памяти... Положительные стороны: круто, будет как в Москве. Отрицательные стороны: пока роют "вглубь", выроют сотни могил (у кафедрального собора хоронили самых знатных жителей города) и уничтожат большое число исторических свидетельств эпохи основания города. Да и от фундамента собора вряд ли что останется.
2. Под площадью копают многоуровневую автопарковку. Хорошо: наконец-то будет куда деть машины всем приехавшим в центр города. А количество торговых площадей располагает к тому, чтобы машины находились имеено на многоуровневой парковке, а не в соседних дворах, обочинах дорог, газонах и т.д. Плохо: см. п. 1
3. Востанавливают Собор. Хорошо: собор был одним из красивейших в Екатеринбурге. + получим еще одну местную достопримечательность, которую не стыдно будет показать гостям города. Плохо: ни парковки, ни "охотного ряда" на площади не будет. Помимо этого, пострадают проведение парадов (особенно с движением военной техники), ежегодная Новогодняя елка, пьянки-гулянки как-то возле церкви устраивать тоже нехорошо... И еще хз куда деть трамвайное движение , т.к. фундамент старого храма находится примерно в 4 м. от трамвайного полотна.
4. На месте Собора строят часовню. И археологи, и церковные иерархи склоняются пока что к такому варианту. Т.е. где то на площади на отрезке 3 на 3 метра будет выстроена часовенка небольшой высоты, что-то типа той которая на площади Труда. Хорошо: почтим историческую память, успокоим церковь. Плохо: что-то кажется мне, что вид площади от этой часовни как минимум не улучшится. + те же пьянки-гулянки, глядишь там танк въедет, да и прихожане вряд ли будут довольны выруливающим на них со стоянки автомобилем.
В общем, посмотрим, что наш народ придумает. Похоже, что один вариант исключает остальные (4 стоит здесь особняком. хотя лично мне он мало симпатичен). Предлагаю разобраться, что же это за Собор такой, вокруг которого поднялась вся эта шумиха, и какова его история. Желающие могут высказываться ниже, лучше прочитав сначала статью!

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кафедральный Богоявленский собор.
Место былого расположения - совр. площадь 1905 года

Находился в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходской, в этом году 25 декабря, при учреждении в Екатеринбурге викарной епископской кафедры, она была переименована в Кафедральный Собор с оставлением при ней прежнего прихода. Возникновение Богоявленского прихода относится к концу первой половины 18 столетия (1745-1747 гг.). Первая Богоявленская церковь была деревянная. Она стояла на месте, находящемся по правую сторону настоящего соборного храма. Постройка ее была вызвана тем, что устроенная при основании в 1723 г. города Екатеринбурга на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь в скором времени пришла в ветхость, и дабы было где отправлять богослужение, пока вместо нее будут строить каменную Екатерининскую церковь, решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую деревянную церковь; но распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония, изложенным в грамоте на заложение сей церкви, было утверждено постоянное существование ее, как церкви приходской. Заложение деревянной Богоявленской церкви было совершено 1 августа 1745; освящена она была в сентябре 1747 г. В 1755 г. из-за недостаточности места в храме при нем устроен придел в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Деревянная церковь просуществовала недолго. Из-за ветхости сначала был разобран придел, а потом (в 1774 г.) и сама церковь. Настоящая каменная церковь была заложена 17 июля 1771 года. Уже 30 марта 1774 г. в нижнем этаже был освящен престол в честь Богоявления Господня, а 28 июня 1775 г. в верхнем этаже в честь свв. апп. Петра и Павла. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь свт. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1789 г.) После обновления в 1823 г. придел этот был вновь освящен в честь трех Московских святителей Петра, Алексия и Ионы. Позже, в конце 60-х годов, в ходе расширения Собора посредством боковых пристроек придел был совершенно упразднен.

В период 1863-1864 гг. к зданию собора с западной стороны была пристроена галерея с лестницей на второй этаж. В 1868 г. нижний храм был расширен пристройкой к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого - в честь Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого - в честь трех Московских святителей. Оба придела освящены в 1869 г. Храм имел красивую колокольню высотой с крестом 31 сажень (порядка 60 м) и был обнесен железной оградой на каменном фундаменте. После этого внешний вид здания не менялся, и реконструкции не производились В числе достопримечательностей Собора были Св. Крест с частицами мощей 28-ми угодников Божиих, пожертвованный еще в 1819 году каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев.

Храм представлял массивное сооружение, располагавшееся в центре нынешней городской площади и разделявшее собственно Кафедральную площадь от Торговой. Здание было выполнено из красного кирпича на известковом растворе. Фундаменты, как можно предположить, исходя из опыта других близких по времени построек на прилегающих к площади территориях, применены ленточные, бутовой кладки сравнительно неглубокого заложения. Цокольная часть наружных стен была облицована тесаным камнем. Храм обнесен оградой из кованого металла на гранитных тесаных блоках, скрепленных скобами. Предполагается, что из подвального объема храма отходили подземные галереи в виде так называемых «алтарных ходов» в сторону объектов застройки в северной части территории площади. Устройство подземных коммуникационных связей в XVIII в. и в начале XIX в. было почти традиционным, не представляло сферы строгой секретности и породило впоследствии многочисленные легенды.
Точные архитектурные планы здания до сих пор не выявлены, однако многочисленные фотографии (известно более 20 видов), несмотря на преобладание художественных ракурсов, дают представление о структуре здания, его пропорциях, конструктивно-планировочных деталях и элементах. С учетом основных размеров здания после последней реконструкции (длина - 55,5 м, ширина - 25,6 м) анализ фотографических изображений дает возможность построить схему его плана. Совмещение этой схемы с планом здания 1856 года свидетельствует о том, что абсидная часть практически сохранилась неизмененной после постройки боковых приделов, а отмеченные приделы охватывали здание с южной и северной сторон в виде длинных одноэтажных пристроев шириной 6 метров.

В нижнем храме Собора были погребены три епископа: Мелхиседек ( 24 сентября 1845 г.) за правым клиросом, Ириней (8 мая 1860 г.) за левым клиросом Богоявленского храма и Поликарп (24 октября 1891 г.) за левым клиросом северного святительского придела. При соборе имелась церковно-приходская Благотворительная касса, основанная на капитале одного из настоятелей Собора протоиерея А.М. Кроткова, собранного и поднесенного ему прихожанами в день празднования 50-летия служения его в священном сане, имеющая своей целю оказывать пособие бедным прихожанам. При соборе имелась и женская школа грамоты, открытая в 1900 году.
В апреле 1930 года Свердлоблсовет принял постановление о закрытии собора, одновременно последовало распоряжение тресту «Уралвзрывпром» о взрыве здания в течение ближайших полутора месяцев, что и было выполнено. Часть кирпича, несмотря на его низкое качество после взрывных работ (высокая степень трещиноватости, остатки раствора, наличие сколов и т.п.), была употреблена для новостроек, часть - вывезена для использования в прокладке дорог и мощении улиц, часть - в виде строительной крошки и переработанных блоков заполнила подвальные помещения, так как своды подвалов, по-видимому, также были разрушены.
Разрушенные стены образовали развалы строительных остатков над фундаментами и вблизи их линии. Многократные реконструкции площади мало изменили состав культурного слоя, так как брусчатое покрытие неизменно сохранялось. Периодическая перекладка брусчатки осуществлялась с добавлением слоя песка, что увеличило мощность культурного техногенного слоя примерно на 0,5-0,7 м.

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

а вот статья краеведа С.Е. Ворошилина по поводу возможности и необходимости восстановления собора на историческом месте, зачитанная им на конференции касательно данного события, насколько мне известно, многими участниками конфы принятая на ура!


"После возвращения Церкви ее прав на принадлежавшее ей имущество, в стране было возвращено большое число
сохранившихся полностью или частично церковных зданий. Ряд зданий храмов был возвращен церкви и в городе Екатеринбурге.
Однако, в годы советской власти значительное число церковных зданий, в том числе представляющих историческую
или художественную ценность, было уничтожено. Поэтому во многих города помимо возвращения и восстановления
поврежденных церквей, в ряде случаев по желанию верующих было осуществлено восстановление некоторых
представляющих особую ценность для верующих церковных зданий, в том числе полностью уничтоженных.
Наиболее яркий пример тому - это восстановление часовни Иверской Божьей Матери и Храма Казанской Божьей Матери
XVII века на Красной площади в Москве и Храма Христа Спасителя ( XIX век) в Москве.

Город Екатеринбург в 1930 году потерял все храмы XVIII века, которые были определяющими облик города почти в течение 200 лет.
Это были Екатерининский собор высотой 58 м (строился в 1758 - 1764) на современной площади Труда,
Кафедральный Богоявленский собор высотой 66 м (1771-1795) на современной площади 1905 года,
которые в наибольшей степени определяли облик Екатеринбурга и старейшая каменная церковь города - храм
Сошествия Святого Духа, более известная как «Малый Златоуст» (1755-1768) на углу современных улиц Малышева и
Восьмого Марта. Большой потерей для исторического облика города явилось и уничтожение в центре города здания
Николае-Максимилиановской церкви-колокольни, известной в народе как «Большой Златоуст» (1847-1876), которая
была самым высоким зданием старого Екатеринбурга (77 м) и которая если бы сохранилась, и сегодня уступала
бы только здания «Антея» (церковь стояла на месте памятника И.Малышеву). По первоначальному проекту
Большой Златоуст должен был быть увенчан шпилем, и тогда высота его колокольни достигала бы 90 метров.

В настоящее время среди некоторых слоев общественности города возникла готовность осуществить восстановление на
Площади имени 1905 года (бывшей Кафедральной площади) снесенного в 1930 году Кафедрального Богоявленского собора. Богоявленский собор был самым красивым из выстроенных в городе храмов, который наиболее четко выражал
характерный для XVIII века стиль барокко. С потерей этого здания город Екатеринбург потерял ценный памятник
истории и архитектуры и едва ли не самое красивое здание города. Современники отмечали сходство его с
Петропавловским собором Санкт-Петербурга. Этот собор с основания Екатеринбургской епархии, празднующей свое
120-летие, был главным ее храмом, т.е. главным храмом области.

С инициативой восстановления Богоявленского собора выступили Союз казаков, Фонд союза казаков, община
прихода храма Иннокентия Московского Миссионерского и Катехизаторского отдела Екатеринбургской епархии.
Фондом союза казаков создается Фонд восстановления утраченных православных святынь. И первым храмом,
восстановление которого предполагается избран утраченный Главный Храм Екатеринбургской епархии - Кафедральный
Богоявленский собор. В настоящее время проходит процесс регистрации общины Богоявленского храма.

Кафедральный Богоявленский собор имел длину 66 и ширину 26 м. Первоначально, в XVIII веке, он имел два
придела - Богоявленский на первом этаже и Петропавловский на втором. Позднее, в XIX веке к нему были пристроены
по бокам в другом архитектурном стиле два придела: Михайловский и Трехсвятительский, что расширило здание.
Предполагается восстанавливать Храм без боковых приделов, в его первоначальном, более древнем виде,
что сокращает ширину здания до 18 метров. При определении территории, необходимой для восстановления Храма,
следует иметь в виду, что вокруг здания должна быть сохранена полоса шириной не менее - 2-3 метров для проведения во время богослужения Крестного хода.

Особенностью существующей Площади имени 1905 года является то, что она почти полностью сохранила неизменным
свой исторический облик почти с середины XIX века. Немногие крупные города страны и мира могут похвалиться тем,
что их главная площадь остается почти неизменной в течение полутора столетий. В северной ее части появилось
лишь одно современное здание в стиле конструктивизма, единственное, которое нарушает гармонию.
Здание Администрации города, на южной части площади, выстроенное в стиле сталинского ампира не входит
в диссонанс с другими сохранившимися старинными зданиями. Восстановление на площади собора XVIII века
в стиле барокко еще больше подчеркнуло бы то, что Екатеринбург является городом, имеющим значительные культурные и
религиозные традиции, идущие еще из XVIII века.

Однако, восстановление исторического здания Кафедрального Собора на его первоначальном месте (в центре площади 1905 года) в современных условиях развития города неизбежно породило бы ряд нежелательных проблем:

1. При восстановлении здания Храма на прежнем месте площадь стала бы непроходимой для автомобильного транспорта,
идущего в западном направлении. Южный фасад южного придела находится всего в 6 метрах от трамвайной линии.
Даже если не восстанавливать южный придел, имевший ширину 4 метра, то до линии было бы всего 10 метров. Но, вокруг
Храма должно быть отгорожено пространство для проведения Крестного хода, т.е. до трамвайной линии все равно оставалось
бы лишь 6 - 7 метров, что недостаточно для полосы движения.

2. Город потерял бы единственную имеющуюся в городе центральную общегородскую площадь,
поскольку Собор занял бы почти все ее свободное пространство в средине ее. До революции было свободно
пространство площади перед собором, занятое сейчас памятником Ленину. И это было небольшое пространство,
которого хватало для уездного Екатеринбурга.

3. Создались бы препятствия для проведения на площади государственных и общественных мероприятий,
каковыми являются проведение военных парадов, выставок военной техники в День Победы, городских митингов,
а также любимой детьми общегородской Новогодней елки. Народ привык к этим праздникам за последние 80 лет,
и невозможность их проведения встретила бы естественное сопротивление. В то же время в центре города практически
не имеется другой площади, куда их было бы возможно перенести без крупных материальных затрат.

4. На площади стало бы невозможно осуществлять парковку, необходимую из-за множества административных и
торговых учреждений, находящихся здесь. Следует напомнить, что с основания города все городские площади
создавались именно как места парковки для телег и саней, прибывавших для торговли. Половина площади,
на которой стоял Кафедральный собор, именовалась Кафедральной, но вторая половина была Торговой площадью.

5. Было бы невозможно осуществить планируемое Администрацией города строительство на площади
подземной парковки и иных подземных сооружений.

6. При восстановлении Храма на первоначальном месте он оказывается в нежелательной близости от памятника Ленину -
фасад собора находился бы в 4 метрах от окружающей памятник платформы. Если же учесть, что перед фасадом
храма должно быть свободное пространство для прохождения Крестного хода, то территория Храма должна фактически
соприкасаться с памятником, до постамента которого остается всего 15 метров. Памятник Ленину и формально
является памятником истории федерального значения, т.е. не может быть убран без решения правительства Российской
федерации, но он реально стал памятником прошлого, как бы к нему не относиться, классическим примером
формирования городского центра в Советский период.

6. При восстановлении Храма на первоначальном месте шпиль колокольни Собора оказывался бы в непосредственной
близости от шпиля здания Администрации города. До сноса Собора его колокольня замыкала перспективу
со стороны улицы Володарского. В настоящее время ее перспективу замыкает красивая башня здания Администрации города.
При восстановлении Храма на первоначальном месте колокольня Собора накладывалась бы на башню мэрии.
В то же время при взгляде на площадь со стороны главного проспекта города два шпиля (один с крестом, другой со звездой)
стояли бы рядом, создавая явный диссонанс.

В связи с этими соображениями, на проходившей 15 июня в Доме писателей пресс-конференции инициативной
группы по восстановлению Богоявленского собора, автором этой статьи было высказано компромиссное предложение.
Принятие этого предложение позволило бы и восстановить на Площади существовавший здесь ранее
Кафедральный Богоявленский собор, и при этом устранить все перечисленные препятствия, которые мешали бы его восстановлению.

Предлагается восстанавливать Кафедральный Богоявленский собор не на прежнем месте, в центре
площади, а в ее северо-восточном углу, вдоль тротуара между улицами 8 Марта и Володарского.

Для реализации предложения достаточно выделить для восстановления Кафедрального Богоявленского собора на
Площади 1905 года полосу земли у северо-восточного ее края длиной 60 и шириной 25 метров вдоль тротуара
северного края площади между улицами Восьмого марта и Володарского. Этой площади было бы достаточно
для размещения здания собора в пределах первоначального проекта XVIII века, без боковых приделов, пристроенных в XIX веке,
а также тротуара, окружающего храм, который необходим для проведения Крестных ходов в ходе богослужений.

Такое размещение восстанавливаемого здания не будет препятствовать транспорту, проведению общественных и
государственных мероприятий и не помешает осуществлению необходимого городу подземному строительству
на остальной части площади. Кроме того, размещение здания в северо-западном углу площади обеспечит более
гармоничное его сочетание со зданием Администрации города, которое также увенчано высоким шпилем примерно
такой же высоты, как у Собора, а также с памятником Ленину, расположенном на западном конце площади.

Для лучшего отделения храма от пространства площади его следовало бы поставить на стилобат (платформу)
высотой 1,5-2 метра (примерно на такой высоте находится тротуар северной части площади, около которого
предлагается восстанавливать храм). В стилобате можно было бы разместить дополнительные необходимые
служебные помещения храма.

Часто высказывается мнение, что храм может быть восстановлен только на том же месте, где он и стоял, где были алтари его.
Строгого требования для этого не существует, о чем свидетельствует и история этого храма.
Первоначально на этой площади была выстроена деревянная Богоявленская церковь. Затем рядом с ней был
построен этот каменный храм, а церковь была разобрана и перенесена на место, где находился Ипатьевский дом,
где она была освящена, как Вознесенская церковь. В дальнейшем новая каменная Вознесенская церковь была выстроена там,
где и ныне стоит Вознесенский храм на Вознесенской горке, а деревянную церковь разобрали и перенесли в Нижне-Исетск,
где она и стояла до 1930-х годов.

Однако, при строительстве храма на новом месте можно было бы осуществить перенос части строительных
материалов остатков старого фундамента в фундамент нового здания, где их можно было бы использовать
в обкладке стен новых подвальных помещений. При выявлении в фундаментах имевшихся в Храме захоронений
трех архиереев, если они все же сохранились, то их нужно было бы перенести в новое здание и торжественно там
вновь перезахоронить."

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
На месте этого поста когда-нибудь появится оглавление.
Облизательн Very Happy нужно, т.к. кому-то понадобится отдельный фрагмент темы, а не вся онная.
Сегодня много ведётся разговоров о восстановлении Кафедрального собора. Моё личное мнение- хватит уж всё ломать и перекраивать. Свершилось гадкое дело- всё давно быльём поросло... Да и храмов в городе понастрили предостаточно, даже в непотребных местах Sad И все они стоят пустующие, народ так и не кинулся туда...

_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну аргумент "понастроили тут" можно опровергнуть, посмотрев на планы старого Екатеринбурга, до 30-х годов 20 века. Так, в центре города были расположены: Кафедральный собор (здоровый, огромный) Богоявления на совр. площади 1905 года, в нескольких десятках метров Большой Златоуст и малый Златоуст (на пересечении совр. ул. Малышева и 8 марта), Екатерининский собор на совр. площади Труда (здоровый, огромный, мало чем уступающий трем вышеперечисленным) там сейчас стоит часовня, Вознесенская церковь (и сейчас находитя на Вознесенской горке), чуть "вдалеке" - пара церквей в начале совр. ул. ленина ( сейчас там храм Иннокентия Московского и кажись музыкальное училище), куча церквей на ВИЗе (сейчас сохранилась только одна), не говоря уже о ближайших к центру террриториях (ака Новотихвинском женском монастыре и т.п.). А народу было тогда в сотни раз меньше чем сейчас...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот когда проснётся в людских массах тяга к религии- тогда и начать строить на пожертвования прихожан. У нынешнего поколения этой тяги явно нет... Строить в угоду церкви? Может лучше эти средства потратить на строительство приютов для убогих и покинутых...
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 10:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ну для меня восстановление данного собора - прежде всего означает появление еще одного архитектурного памятника, на который можно и самому любоваться, и гостям города показать! Поэтому ужо расписался у сердобольных бабушек под обращением к Михалычу о восстановлении собора...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Вт Июл 15, 2008 11:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ага, Very Happy давай сделаем, как в Тибете, где большинство мужского населения монахи. В любом деле должна быть целесообразность и востребованность. В дореволюционное время в г. Ст. Оскол (населения было что-то порядка 25-30 тыс.) было 15 храмов и 5-6 церковных училищь. Жуть кошмарная! Very Happy
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
HlorCian
Генерал


Репутация: 125    

Зарегистрирован: 12.11.2006
Сообщения: 3851


СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 12:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

БРЕД
сносить памятники, восстанавливать соборы.
ерундой занимаются
надо торговоы площади расширять, бизнес делать, а они бабкам мозги религией туманят

новые торговые ценры сами по себе могут представлять архитектурный интерес - дайте только где размахнуться.

а соборы, церкви.. так...
давайте мечеть еще в центре городо возведем? или буддистский храм? все религии ведь равноправны.

_________________
the best or nothing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

HlorCian, мечеть уже возводят... Думаю, район возле Цирка "центром города" назвать можно...
А буддистам, насколько мне известно, храмы для поклонения не сильно нужны...

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 7:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По моему мнению, сегодняшний бум по стрительству храмовых сооружений разных конфессий носит политический характер, а не ответ на потребности народа. Может я ошибаюсь... Rolling Eyes А то,что сохранилось- надо сохранять, это наша история и не надо её реконструировать. Как, что и где было- знать полезно, но не следует подымать мёртвых из гробниц...
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
HlorCian
Генерал


Репутация: 125    

Зарегистрирован: 12.11.2006
Сообщения: 3851


СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 7:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дед писал(а):
По моему мнению, сегодняшний бум по стрительству храмовых сооружений разных конфессий носит политический характер, а не ответ на потребности народа. Может я ошибаюсь... Rolling Eyes А то,что сохранилось- надо сохранять, это наша история и не надо её реконструировать. Как, что и где было- знать полезно, но не следует подымать мёртвых из гробниц...


согласен
можно вообще такими темапами все посносить и вернуть в 18 век
берд же?

_________________
the best or nothing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
HlorCian
Генерал


Репутация: 125    

Зарегистрирован: 12.11.2006
Сообщения: 3851


СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 7:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
HlorCian, мечеть уже возводят... Думаю, район возле Цирка "центром города" назвать можно...
А буддистам, насколько мне известно, храмы для поклонения не сильно нужны...


нет не нужны
ну хотя бы отлить из золота 30 метровую статую будды можно было бы, мне кажется...

_________________
the best or nothing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Ср Июл 16, 2008 8:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А тем временем...

Цитата:
Ключевым решением последнего месяца в оргкомитете по подготовке к празднованию юбилея Екатеринбурга стал перенос эпицентра празднеств он переместился с Площади 1905 года в Исторический сквер. Об этом рассказал на сегодняшнем заседании председатель оргкомитета Михаил Матвеев.

По его словам, причиной такого "переезда" за месяц до проведения юбилейных торжеств стали последние события на центральной площади Екатеринбурга, связанные с обнаружением под брусчаткой захоронений двухсотлетней давности. Спор, разразившийся между Екатеринбургской Епархией и городской администрацией о дальнейшей судьбе находок, заставил жителей Екатеринбурга неоднозначно взглянуть на Площадь как на место проведения праздника. "Мы увидели, как сильно расходится общественное мнение в этом вопросе, и решили попросту перенести "сердце" городского праздника в Исторический сквер", пояснил Михаил Матвеев.

Надо заметить, что времени на подготовку новой площадки у членов оргкомитета осталось не так уж и много: 13 августа все работы должны быть завершены. Исторический сквер, однако, никогда не становился центром притяжения такого количества гостей, как в День города. 16 августа он должен быть готов и к проведению гала-концерта, что требует укрепления электросетей в этом районе, и просто к обилию гуляющих. Как заявляют представители комитета по благоустройству города, вокруг него будет сосредоточено не менее десятка биотуалетов, бесплатных для детей и инвалидов.

Между тем, 285-й юбилей Екатеринбурга, который проводится как летний городской праздник уже 25 лет, впервые отметился таким количеством переездов. Так, запланированный ранее спортивный праздник "День города День спорта" будет перемещен на улицу 8 Марта, а выставка ретроавтомобилей, которая должна была расположиться у ККТ "Космос", пройдет на улице Пушкина.

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
D@rkNeo
Lucifer's Angel


Репутация: 616    

Зарегистрирован: 24.08.2006
Сообщения: 12447
Откуда: icq2u.ru

СообщениеДобавлено: Чт Июл 17, 2008 1:21 am    Заголовок сообщения: Всего отзывов: 1 Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
всплакнуть об ушедшей красоте
обожемой, где красота?

Чекист, на данный момент вся тема - бред, посвящена только Кафедральному собору и его восстановлению.

Аркадий Михайлович еще недели две назад сказал, что вопрос о восстановлении собора рассматриваться НЕ БУДЕТ.

и вообще, мне кажется, сейчас в центре и так слишком много религиозных построек. слишком много.


Последний раз редактировалось: D@rkNeo (Чт Июл 17, 2008 9:27 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Чт Июл 17, 2008 1:28 am    Заголовок сообщения: Всего отзывов: 1 Ответить с цитатой

D@rkNeo, бред - то что ты пишешь! Или флуд, что по сути одно и то же! Тема ест-нно посвящена пока только кафедральному собору, т.к. эта тема как и все мои темы в данном разделе - пополняемая! В среднем раз в месяц, может и чаще.
Не видишь красоты - не пиши! Я вижу, так же как видели многие жители Екатеринбурга лицезревшие собор.

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Чт Июл 17, 2008 9:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

D@rkNeo писал(а):
Чекист, на данный момент вся тема - бред, посвящена только Кафедральному собору и вопросам его восстановления.
А тут вот ты не прав! Тема широкого охвата прошлого нашего города. Просто дискусировать мы начали по маленькой толике темы- Кафедральному собору, т.к. это стало "модной" темой в наших СМИ и горожан Wink А мы горожане- вот и дискутируем! Very Happy
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вс Сен 21, 2008 12:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Большой Златоуст"

77 метровое здание русско-византийского стиля с пятью куполами — самое высокое здание всего дореволюционного Екатеринбурга — было заложено как колокольня стоявшей напротив Свято-Духовской церкви, утратившей свою колокольню в результате пожара, 21 сентября 1847 года епископом Екатеринбургским Ионой. Во внутреннем помещении колокольни (32 на 24,5 метра) был устроен алтарь во имя вмч. Максимилиана, а под каменной звонницей — подземный храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Храм-колокольню проектировал архитектор М.П. Малахов, а утверждал проект император Николай I. Вмещал храм до трех тысяч прихожан. Чин его освящение совершил 24 июля 1876 года епископ Екатеринбургский Вассиан.

На колокольне из 10 колоколов, общим весом 23,9 тонн, был и 16-тонный колокол (16625 кг), четвертый по значимости во всей России — он уступал лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Кремле (65,6 тонн и 19,7 тонн) и главному колоколу Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28 тонн). От этого-то колокола храм и получил свое второе название — «Большой Златоуст».

В 1920-х годах большевики изъяли из храма все церковные ценности. 17 февраля 1930 года храм был закрыт властями и весной того же года взорван. На месте алтаря большевики установили скульптурную группу сидящих рядом Ленина и Сталина в Горках, убранную в 1956 году. Позже, опять же на месте алтаря, был установлен памятник Ивану Малышеву —революционеру, возглавлявшему карательный отряд эстонцев, брошенный в частности на подавление восстания Кусинского завода в 1918 году, и убитому восставшими рабочими.

Старый храм, фундамент которого ныне тщательно изучают уральские археологи, был построен в 1876-м году, а взорван в феврале 1930-го. Оказалось, что взрыв не повредил целостности основания алтарной части. Большевики заложили взрывчатку под основания четырех колонн в центре храма. Взрывом разнесло стены, центральное молитвенное помещение превратилось в воронку. А алтарь устоял. И ныне археологи расчистили его стены (поражающей воображение трехметровой толщины), каменный пол подвальной части, каменное основание престола.

По словам заместителя начальника отдела археологии Областного центра охраны памятников истории и культуры Сергея Погорелова, основание сложено из тяжелых гранитных блоков. Гранит скрепляли известковым раствором - рядом с фундаментом откопали старинные ямы, в которых рабочие полтора века назад готовили раствор.

Нынешние строители высоко оценили труд своих предшественников: кладка очень хорошая. Экскаватор не мог убрать часть стены, чтобы освободить место для фундаментных блоков строящегося церковного здания.

А когда работу начинали, строители уверяли археологов: копать придется долго. Над фундаментом - трех-четырех метровые завалы земли, образовавшиеся при взрыве. Но стали копать - и почти сразу же нашли старинный образ Святой Троицы в бронзовом окладе. После этого работа пошла на удивление быстро. И земельных завалов над алтарем не оказалось…

14 октября 2006, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы на своем историческом месте бы заложен заново самый высокий дореволюционный храм Екатеринбурга — «Большой Златоуст». Решение о строительстве было принято Уральской горно-металлургической компанией под руководством Андрея Анатольевича Козицына, Русской медной компанией под руководством Игоря Алексеевича Алтушкина, Администрацией Екатеринбурга во главе с мэром Аркадием Михайловичем Чернецким и Екатеринбургской епархией во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.
Заложенный на старом фундаменте возрождаемый храм будет строиться в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов - в память стоявшей напротив него и также уничтоженной Свято-Духовской церкви, называемой "Малый Златоуст". Восстановить ее ныне невозможно - так как это место сейчас застроено. В новом храме будут также и другие приделы этой церкви - в честь Покрова Божией Матери и во имя Иоанна Златоуста. А от собственно "Большого Златоуста" - Максимилиановский и Никольский приделы. Храм, таким образом, будет пятипрестольным.
Свято-Духовская церковь (Малый Златоуст) была первым появившимся в городе каменным храмом. Закладка этой церкви, располагавшейся вначале за крепостным валом, состоялась 28 мая 1755г. на средства купца Ф.Сокольникова. Освещение трех приделов Свято-Духовской церкви растянулось на десятилетия – с 1759 по 1792 г. Последним, в 1792 году был освящен южный Покровский предел церкви Сошествия Святого Духа, давший название всему проспекту.

Никольская крест-часовня была возведена недалеко от Малого Златоуста в память временной деревянной колокольни этого храма, которую снесли после завершения строительства Большого Златоуста (храма-колокольни).

В 1928 г. Малый Златоуст был снесен, позднее на его месте поднялся бытовой комбинат «Рубин». Никольскую часовню снесли по решению городских властей в августе 1928 г.

После торжественной закладки первого камня его главные участники ответили на вопросы журналистов.
Присутствовавший на молебне и чине закладки храма председатель областного правительства Алексей Петрович Воробьев отметил, что "при советской власти в области было меньше 50 православных храмов, а сейчас 500. Но мы не храмы восставнавливаем, мы души людские восстанавливаем. Наши родители за нами смотрят: правильно ли мы нашу жизнь строим. И они сейчас наверняка говорят: правильно. Потому что тысячелетняя история России - это история наших родителей и забывать ее мы не имеем права. Без храмов, веры, памяти о родителях - будущего у нас не будет. И восстанавливаем мы не только православные храмы. Хотя, конечно, их - большинство. Я сам православный. Но восстанавливаются у нас и мечети. Их даже сейчас больше, чем до революции было, и храмы других вероисповеданий. Это очень хорошо".
Отвечая на вопросы журналистов относительно восстановления и других взорванных большевиками церквей, глава Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий пояснил взвешенную позицию городских властей по этому вопросу: "Каждый такой объект - это очень серьезный проект. И мы раньше не брались за него не потому, что не понимали важность этого дела. Это - очень большие деньги. И до тех пор, пока у нас не было ясности, кто в состоянии взяться за восстановление этого храма, начинать такой проект было просто безответственным. Когда "Уральская горно-металлургическая компания" и "Русская медная компания" приняли решение выступить в качестве организаций, обеспечивающий финансирование этого проекта, естественно, что мы его поддержали".
Архиепископа Викентия журналисты также спросили о перспективах восстановления старинных и строительстве новых храмов. Владыка ответил: "До революции в Екатеринбурге было более 40 храмов на 150 тысяч населения. Сейчас у нас 26 типовых церквей и еще столько же размещено в различных приспособленных помещениях. Мы, конечно, хотели бы восстановить те, что были уничтожены, порушены в советское время. Но не всегда это возможно. Есть такие места, где уже все застроено, и нельзя ничего сделать. А есть и новые районы, где храмов никогда не было, но теперь они будут строиться".
А на последний вопрос журналистов - о том, "как будет совмещаться храм с увеселительными заведениями, расположенными вокруг", Архипастырь ответил очень кратко: "Будет благотворно влиять. Чтобы не развратничали".
На чине закладки Свято-Духовской церкви также присутствовали профессор Московской Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов) и духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов.

Храм обещают сдать уже в следующем году.

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр


Последний раз редактировалось: Magistr (Пт Окт 24, 2008 7:16 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Ср Окт 08, 2008 1:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мельница Борчанинова

В начале 1900-х гг. на ул. Северной вблизи железнодорожного вокзала купцом-мукомолом А. Е. Борчаниновым было возведено громадное пятиэтажное здание паровой мельницы. Оно представляет интерес как обра­зец архитектурного решения производственного сооруже­ния в духе ретроспективизма. Неоштукатуренная кладка, применение лекального кирпича для отделки фасадов, сочетание красного цвета стен и белых деталей - все это придает бывшей мельнице сходство со средневековым
замком.
14 октября 1906 г. Александр Ефремович купил «пустопорожнее место» на берегу реки Мельковки, которое находилось близ железнодорожного вокзала. Здесь он намеревался возвести грандиозную мельницу. Пресса писала: «Мельница эта с помолом в 6 тысяч пудов пшеницы и 2 тысячи пудов ржи в сутки будет крупнейшим не только на Урале, но и в России предприятием …».
В городе активно обсуждали как планы Борчанинова, так и перипетии борьбы мельнично-строительных контор за получение подряда на оборудование новой борчаниновскй мельницы. Александр Ефремович вначале собирался поручить оборудование мельницы немецкой фирме, для чего совершил поездку в Германию. Один из владельцев московской мельнично-строительной фирмы отправился вслед за Борчаниновым в Германию, где сумел склонить упрямого уральца к подписанию контракта. В начале декабря 1906 г. екатеринбургский филиал московской фирмы получил «…из-за границы от владельца фирмы телеграфное уведомление, что установку машин и вальцов и оборудование вновь строящейся в нашем городе мельницы Борчанинова передана этой фирме».
Весной 1907 г. при земляных работах на территории будущей мельницы были обнаружены золотоносные пески. С разрешения городской думы Борчанинов начал промывку песков. В короткое время было добыто 2 фунта 33 золотника 18 долей золота. Насладиться этой удачей Александр Ефремович не успел: 30 июля 1907 г. он скончался.
В газетах было заявлено, что смерть А.Е. Борчанинова последовала «от разрыва мочевого пузыря, вызванного падением». В городе немедленно поползли слухи о том, что падение мукомола со строительных лесов не было результатом несчастного случая. «Знающие люди» утверждали, что Александра Ефремовича столкнул с лесов любовник К.С. Борчаниновой. Клавдия Степановна ненадолго пережила своего супруга. Она скончалась 5 марта 1911 г.
После смерти А.Е. Борчанинова сооружение мельницы было продолжено. Строительство не обошлось без неприятных сюрпризов. В ходе строительных работ широко использовался бетон, со свойствами которого строители были еще плохо знакомы. В 1908 г. пресса сообщила: «На новостроящейся мельнице товарищества «Грачев и Борчанинов» бетонная крыша главного корпуса, вследствие разрушения колонн и балок, грозит обвалом. Временно крыша подперта деревянными стойками». Подпорки не помогли, и весь угол здания мельницы обвалился. Пришлось душеприказчикам Борчанинова заняться восстановительными работами.
К ноябрю 1908 г. строительство здания мельницы и монтаж оборудования были завершены. В 1909 г. она была пущена. Некоторое время мельница оставалась собственностью Борчаниновых.
К 1914 г. она перешла к другому владельцу - купцу Е. И. Первушину. Мельница выпускала муку-крупчатку пяти сортов, была оснащена самым передовым оборудованием, работала по американской технологии и считалась самой крупной в уральском регионе.
В революционную эпоху мельница была национализирована и стала государственным предприятием, которое работает по сегодняшний день (Сейчас - мельзавод №2 фирмы "Екатеринбургхлебопродукт")
А сплетни продолжались! Уже в советское время родилась легенда, что Борчанинов облапошил городские власти. Пообещав думе построить близ вокзала роскошную гостиницу, он на самом деле тайком возвел мельницу. Дескать, нельзя было заниматься мукомольным делом вблизи железнодорожного полотна. Для купца же это было гениальной находкой - можно было наладить поставки напрямую с железнодорожным вокзалом. Расходы на подведение путей к зданию были минимальными. Построив же чудо-сооружение, Борчанинов сдал его, и лишь затем навесил со стороны двора необходимые для мельницы механизмы. Думе, поставленной перед фактом, осталось лишь узаконить появление мельницы. На самом же деле Александр Борчанинов еще до начала строительных работ известил городскую думу о своем намерении построить мельницу.

Сейчас один из оригиналлнейших памятников города находится в запустении, и даже коренных екатеринбуржцев с трудом удается убедить в том, что это - мельница. Не так давно было принято решение "реконструировать" здание и вернуть ему былую архитектурную привлекательность. Что из этого получится - читайте в теме-близнеце "Екатеринбург обретенный"

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Пт Окт 24, 2008 7:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Памятник Александру II
место былого расположения - площадь 1905 года, где-то в районе совр. памятника Ленину

Освобождению крестьян, а точнее их освободителю, был посвящен и еще один екатеринбургский памятник. Он стоял на главной площади города. Тогда она звалась Кафедральной, сегодня это площадь 1905 года. Самый большой и знаменитый памятник Екатеринбурга увековечивал императора Александра Второго, царя-освободителя. Вероятно, нет необходимости доказывать, что Александр Второй особо почитался русским народом. Соответственно и памятников ему ставили больше, чем другим российским правителям. В одном только екатеринбургском уезде таковых насчитывалось около десятка. Но вернемся к памятнику, находившемуся на Кафедральной площади Екатеринбурга (площадь 1905 года).
Сбор средств на установку памятника начался в 1886 году по инициативе простого человека, бывшего крепостного Олимпия Клевакина.
Первый проект памятника был разработан в 1887 году местным мастеровым Александром Кожевниковым. Однако он был отклонен. Неудивительно, ведь даже в сравнении с произведениями некоторых современных скульпторов-монументалистов его эскизы изобилуют различными скульптурными излишествами и поражают своей помпезностью: фигура царя в преувеличенно-величественной позе водружена на земной шар. Правая рука императора сжимает древко знамени, левая – свиток с текстом манифеста об освобождении крепостных крестьян. На плечи императору скульптор решил поместить горностаевую мантию.
Перебрав несколько возможных вариантов памятника царю-освободителю, городская Дума решила заказать монумент у скульптора академии художеств господина Попова. Точнее, выкупить право на отливку той модели, которую он создал, у его вдовы. Оригинал памятника, созданного скульптором Поповым, находился в Москве, в здании Московского окружного суда.
Место для памятника было выбрано на главной площади города, рядом с Кафедральным собором, на углу Главного проспекта и Уктусской улицы (проспекта Ленина и улицы 8 Марта). Помимо постамента для памятника разработали даже специальные фонари. После этого началось строительство, которое длилось до 1906 года.
И вот, 30 сентября 1906 от пермского губернатора пришло разрешение на открытие памятника. А еще через несколько дней – 5 октября – после Божественной литургии в Кафедральном соборе состоялось торжественное открытие. Однако монумент простоял не очень долго. После прихода к власти большевиков он был переплавлен, а на постаменте, сменяя друг друга, побывал целый ряд любопытных скульптур.
В мае 1918 года на постамент памятника царю-освободителю поместили «Статую Свободы», которая внешне напоминала свою заокеанскую тезку. Простояла екатеринбургская «статуя свободы» недолго. В начале 1920-го года ее сняли с постамента, и дальнейшая история статуи сейчас неизвестна. На постамент же был установлен бюст Карла Маркса. Он простоял еще меньше – всего около двух месяцев – до первого мая. В этот день, по некоторым данным, его перенесли на площадь «Народной мести», что возле Вознесенской церкви. Тогда же, первого мая 1920 года, на постамент памятника Александру Второму установили памятник «свободному человеку». Статуя представляла собой голого мужчину. Возможно, поэтому екатеринбуржцы не приняли эту скульптуру, даже забрасывали ее грязью. Памятник «Свободному человеку» иногда называют также «памятником освобожденному труду». В народе у него также существует два имени: в различных источниках его называют «голым дядей», либо «Ванькой голым». Гибель его так же трагична, как и жизнь. По слухам, в 1926 году статую распилили, а куски бросили в городской пруд. А еще через четыре года, в 1930 году, постамент памятника Александру Второму был разрушен.

http://orthodox.etel.ru/2005/33/pamyat.htm

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Ср Dec 17, 2008 11:52 pm    Заголовок сообщения: Всего отзывов: 1 Ответить с цитатой

Успенский собор

место былого расположения - ВИЗ, площадь Субботников

Первая деревянная церковь на месте Успенского собора была заложена в 1761 г. и освящена через два года.
Почти 70 лет деревянный Успенский храм исправно служил людям. В 1831 на этом месте был заложен каменный двухпрестольный храм, как приходская церковь. Построен в стиле классицизма на средства заводовладельцев Яковлевых. Каменная церковь Успения Божией Матери, выстроенная в стиле классицизма при возможном участии архитектора М. П. Малахова, была освящена 17 марта 1838 г. В 1887 г. храм обновлен.
11 мая 1912 года Указом Священного Синода храму присвоен соборный статус. Успенский собор по праву считался украшением старинного заводского района. Левый предел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освящен 11 декабря 1926 г.
В 1922 г. стараниями большевиков из храма изъято 3 пуда серебра (60,9 кг.). В 1930 г., в ходе массовой кампании по закрытию культовых учреждений, церковь была закрыта. Снесены малые купола и колокольня. Сохранился по сей день барабан главного купола. Здание хотели приспособить под фабрику-кухню или Дом культуры, но вместо этого в 1940-х гг. здесь был открыт хлебозавод № 3.
Год назад епархии и властям удалось-таки договориться о восстановлении храма, все документы были подписаны. По словам главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, производство хлебокомбината, которое располагалось в здании храма «переехало» на другую площадку. «Мы давно обсуждали вопрос о том, чтобы передать это здание епархии, но прекрасно понимали, что это необходимо сделать без потерь для городского хозяйства,— отметил мэр.— То есть нужно было создать новую площадку, на которое перевести хлебное производство, а потом можно было бы отдавать объект епархии».
Кроме того, Аркадий Чернецкий сообщил, что администрация Екатеринбурга планирует перенести трамвайное кольцо ВИЗ и расширить площадь Субботников.
В настоящее время вид бывш. "хлебокомбината" находится в неизмененном состоянии, разве что парочка дыр да распахнутые "окна" (на барабане) выдают то, что хоть какая-то работа ведется... В сем строении пытаются проводить хоть какие-то службы, однако в связи с отсутствием финансирования (а деньги на реконструкцию обязалась отыскать сама епархия, город помогать похоже не намерен), в ближайшее время "архитектурный облик" площади Субботников вряд ли изменится... к тому же, и проекты по переносу трамвайного кольца до сих пор окончательно не утверждены.

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rаymоnd_Pаuls
радиоактивный перец


Репутация: 500    

Зарегистрирован: 10.12.2003
Сообщения: 9427
Откуда: Jozin z bazin

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 12:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
То есть нужно было создать новую площадку, на которое перевести хлебное производство, а потом можно было бы отдавать объект епархии».

там по правде говоря хлеб и не пекли никогда- в магазине просто продавали свежий привозной. там делали сухари из готовых батонов и еще чето , знакомый там отрабатывал как раз на этих сухарях, когда на условный срок попал, ну или как там называется это наказание, непомню Laughing

чото его сильно надстроили ,не узнать Sad

_________________

Ja, wir sind Barbarien und das ist eine Ehre fur uns
Кукулькан насытился кровью
весь мрачный и злобу тая взял мочет
пильмени в кострюле наужен сворил
скозал я: пусть царсво предет Сотоны!
пильмени зохавал и соком зопил...
пс
пагладь киску
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 12:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Rаymоnd_Pаuls, ну в красном кирпичном магазине понятное дело не пекли, а вот в церковном строении был хлебокомбинат! Помню, что частенько случалось брать в магазине горячий хлеб (если бы пекли в другом месте, по дороге бы он остыл... и был бы таким же, как в наших киосках).
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 1:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
... а вот в церковном строении был хлебокомбинат!
Точно, было так! Я частенько бегал туда за любимым бородинским- горяченьким и иногда продавцы говорили: подождите немножко- сейчас с выпечки принесут. А по санитарным нормам горячий хлеб перевозить не разрешается. Вот и мясо на прилавок, для продажи, можно выставлять только охлаждённым около суток.
После известного решения о передаче здания епархии, вначале закрыли хлебопекарное производство, а хлебный магазин каое-то время ещё работал, но на привозном хлебе.
Но такого вкусного хлеба, как было на их прозводстве- не стало, а жаль...

_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 1:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне вот интересно, куда они это кирпичное здание замахерить хотят? Оно всю панораму портить будет! А сносить глупо, т.к. не такое старое...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 1:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
Мне вот интересно, куда они это кирпичное здание замахерить хотят? Оно всю панораму портить будет! А сносить глупо, т.к. не такое старое...
Хорошее дело загубили, куда "не зарастала народная тропа"- теперь же будут проповеди отпускать по сниженным ценам Wink
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
il ragazzo
Генералисимус


Репутация: 357    

Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 19294


СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 5:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Грустно то, что через три десятка лет, не останется города в котором я рос.
Радищева скоро будет ну вся в элитном жилье.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 3:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

имхо всяко лучше, чем в венках и бараках...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 4:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

il ragazzo писал(а):
Грустно то, что через три десятка лет, не останется города в котором я рос.
Радищева скоро будет ну вся в элитном жилье.
Вот и мне немножко грусно- на Тургенева остался только один дом, где мы жили и часть родни. А на балконе всё ещё стоит истлевший ящик, в котором бабушка выращивала помидоры... Странно... Иногда захожу во двор и сердце щемит от воспоминаний...,- иных уж нет...
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
КлиентийТочкаруевич
Рядовой


Репутация: -2    

Зарегистрирован: 25.11.2008
Сообщения: 45


СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 9:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Иногда охото пожить в том старом екатеринбурге когда было так красиво и небыло ЧАМа
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Чт Dec 18, 2008 9:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну мне этот больше нравится! А ЧАМ - молодец! Лично я поддерживаю! Smile
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Пт Dec 19, 2008 1:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
Ну мне этот больше нравится! А ЧАМ - молодец! Лично я поддерживаю! Smile
Я хорошо помню Свердловск с 43-44 г.г. Небо и земля! И мне не понятна логика тех, кто хает сегодняшний город. Ностальгия не по старому городу, а о своих годах молодости..., части той, своей жизни.
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Пт Dec 19, 2008 2:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Была конечно своя прелесть и в "старом" городе... Но надо понимать, что многие меры принимаются в первую очередь для жителей! И только те, кто имеет к этим "мерам" прямое отношение, благодарят нашего мэра. остальные хают!.. Все как всегда...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Пн Окт 26, 2009 9:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эротическая экскурсия по Екатеринбургу

Эта статья слишком прекрасна, чтобы туцпо ее копипастить на форум. А посему читаем здесь: http://community.livejournal.com/eburg/842374.html#cutid1

_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Затворник
Прапорщик


Репутация: 1    

Зарегистрирован: 10.03.2007
Сообщения: 293
Откуда: Екб. - РЖД

СообщениеДобавлено: Сб Окт 31, 2009 10:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист,
А у тебя есть информация где проходили границы крепости ???
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 01, 2009 1:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На 1723.ру этот вопрос обсуждался... надо посмотреть...
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
insisunet
Лейтенант


Репутация: 29    

Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 441
Откуда: ни возьмись

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 01, 2009 3:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

давайте оставим страждущим горячий хлеб и послушаем мнение сатанистов по вопросу восстановления православных храмов, ведь все порушенное и награбленное церковное добро мы себе давно простили.

очень показательная тема

_________________
Пока семь раз отмеришь, другие уже отрежут
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
insisunet
Лейтенант


Репутация: 29    

Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 441
Откуда: ни возьмись

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 01, 2009 3:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чекист писал(а):
Чекист

вот здесь еще материалы (фото) по Успенскому собору на ВИЗе
http://orthodox.etel.ru/forum/viewtopic.php?t=2630
"Освобождая церковное здание, хлебопёки оставили его без электричества и водоснабжения, в разрушенном виде. Местами с пола даже была сбита керамическая плитка"

_________________
Пока семь раз отмеришь, другие уже отрежут
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 01, 2009 8:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что-то дело с реконструкцией Успенского собора совсем застопорилось... Интересно, проект уже утвердили?
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Список форумов Forum.profintel.ru -> Полезное и интересное Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы