FAQ Поиск Пользователи Группы ФотоАльбом  Регистрация Войти и проверить личные сообщения Вход
Окупаемость диплома

 
Начать новую тему   Ответить на тему       Список форумов Forum.profintel.ru -> Полезное и интересное
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Сб Фев 03, 2007 11:08 pm    Заголовок сообщения: Окупаемость диплома Ответить с цитатой

Российское высшее образование проходит пик окупаемости
В настоящее время на российском рынке труда прослеживаются все известные из опыта других стран основные закономерности, характеризующие взаимосвязь образовательного потенциала с экономической активностью, занятостью, безработицей. Девальвация диплома может привести к тому, что значительная часть дипломированной рабочей силы окажется вообще вытесненной с рынка труда.

Окупаемость диплома
Человеческий капитал повышает шансы работника на получение не только работы как таковой, но и более высокой оплаты за свой труд. Интегральным индикатором экономической эффективности образования принято считать показатель нормы его отдачи, показывающий, на сколько процентов возрастают заработки работников при увеличении продолжительности обучения на один год. В большинстве зрелых рыночных экономик названный показатель чаще всего удерживается в диапазоне 8-10%.

Можно ли говорить о существовании аналогичного эффекта применительно к российскому рынку труда? Ответ не очевиден, поскольку в плановой экономике ситуация была принципиально иной. Ретроспективный анализ показывает, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший, скажем, диплом об окончании вуза, практически ничего не выигрывал.

Однако в пореформенный период ситуация резко изменилась. Оценки второй половины 1990-х годов, демонстрируют уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования в российской экономике достигла 8- 10% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве развитых стран.

Получение основного образования (девять классов) не обеспечивает практически никаких денежных выгод по сравнению с начальным: выигрыш в заработках не достигает даже 10%.

В отличие от этого окончание полной средней школы дает заметные преимущества по сравнению с неполной, способствуя увеличению заработков почти на 30%. Еще большую «премию» по сравнению с основным общим образованием обеспечивает начальное профессиональное - свыше 40%. В результате выпускники ПТУ оплачиваются в среднем даже выше (на 11%), чем выпускники средних школ. Еще более высокую оплату - примерно на 20% - получают выпускники ссузов (среднее специальное учебное заведение). Эти данные позволяют вновь поставить под сомнение тезис, согласно которому в переходных экономиках техническое образование (как начальное, так и среднее) в силу его сверхузкой специализации не обладает сколько-нибудь значительной рыночной ценностью

Дипломомания и безработица
Но наибольший денежный выигрыш, как и следовало ожидать, обеспечивает обучение в вузах. Даже работники с неполным высшим образованием зарабатывают примерно на 40% больше, чем работники со средним образованием. Еще более весомую прибавку - 60-70% - дает обладание вузовским дипломом. Это не меньше, чем в большинстве развитых стран, где «премия» обладателю высшего образования обычно находится в диапазоне от 50 до 100%. Важно также отметить, что в условиях российского рынка труда женщины выигрывают от высшего образования в среднем больше, чем мужчины: 76% против 64% соответственно.

Вместе с тем высокая окупаемость российского высшего образования может оказаться явлением преходящим. Дело в том, что для молодых когорт, получивших высшее образование в 1990-е годы, отдача от него оказывается существенно ниже, чем для более старших когорт, получавших высшее образование в дореформенный период: 40% против 50-80%.

Наметившееся снижение экономической ценности вузовских дипломов (хотя пока было бы преждевременно говорить об этом как об утвердившейся тенденции) естественно связать с взрывным скачком спроса на высшее образование, который, по наблюдениям ряда исследователей, отмечается с середины 1990-х годов. Можно, по-видимому, говорить о наметившемся ослаблении взаимосвязей между экономикой и системой образования. Об этом, в частности, как уже говорилось, свидетельствует более низкая отдача от высшего образования у молодых когорт, вступивших на рынок труда в последнее десятилетие.

В перспективе это может стать причиной постепенного размывания тех весомых преимуществ, которые (пока) дает третичное образование. Российская система образования тогда может пойти по пути, который описывается в так называемой теории фильтра. Согласно этой теории, задача системы образования - не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существуют до и помимо обучения. Чем способнее человек, тем более высоких ступеней образования он достигает; аттестат или диплом всего лишь удостоверяет его более высокую потенциальную производительность и фактически служит пропуском на лучшие рабочие места.

Опасность подобного механизма отбора в том, что в его рамках рациональное поведение на индивидуальном уровне может приводить к иррациональным последствиям на уровне всего общества. Допустим, до поры до времени он функционировал успешно и действительно отбирал людей с лучшими способностями, которым вручались, скажем, дипломы о высшем образовании. Но если высшее образование становится почти всеобщим, сигнал в виде вузовского диплома перестает работать, поскольку утрачивает информационную ценность. Как в таких условиях будут действовать те, кто обладают лучшими способностями?

Чтобы выделиться из массы претендентов на хорошие рабочие места, они скорее всего устремятся к получению второго высшего образования. Так дипломомания может приобрести характер безостановочного, самоподдерживающегося процесса. Нельзя исключить, что российская система образования уже вплотную приблизилась к черте, за которой может начаться непрерывная погоня за дипломами все более и более высокого уровня. Подобная ситуация чревата возникновением глубоких структурных дисбалансов.

Из-за постепенной девальвации вузовских дипломов работникам с высшим образованием придется во все больших масштабах перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации или даже не требуют никакой квалификации вообще. Из-за обесценения образовательного сигнала работодателям придется прибегать к более дорогостоящим и менее действенным методам отбора персонала. Еще опаснее, если значительная часть дипломированной рабочей силы окажется вообще вытесненной с рынка труда. Для того, чтобы противодействовать этим потенциально опасным тенденциям, необходима продуманная программа институциональных преобразований как в сфере образования, так и в сфере трудовых отношений.
http://gazeta.ru/comments/2007/02/01_a_1319963.shtml

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hoaxer
Генерал Майор


Репутация: 13    

Зарегистрирован: 29.07.2005
Сообщения: 6490
Откуда: Из центра галактики туманности №158

СообщениеДобавлено: Вс Фев 04, 2007 12:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То что описано в последнем абзаце в реде отраслей уже сложилось. Ибо диплом вуза там уже не актуален, а вот атестат об окончании определенных спецкурсов и получение узкоспециализированных атестатов, дают вам существенное приемущество перед другими.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2007 8:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Минобрнауки готов новый стандарт высшего образования, который обещает стать революционным. Вместо гениев и недоучек вузы будут выпускать технократов-исполнителей на благо капиталистической экономики. Образовательное сообщество и работодатели к нововведениям относятся пока настороженно.

В четверг 01.02.2007 коллегия Минобрнауки одобрила проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования. Он вступит в силу уже в 2010 году – одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс. Новый стандарт высшего образования радикально отличается от нынешнего. Система подготовки кадров будет двухуровневой, количество специальностей резко сократится, а вузы получат право самостоятельно определять образовательные программы.

Главный упор в подготовке специалистов перенесется с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и подготовку личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность). При этом учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а сэкономленное время пойдет на практические занятия. Таким образом, новый госстандарт ознаменует переворот в отечественном образовании.

С целевой установки на штучное взращивание гениев оно переориентируется на штамповку технократов-исполнителей, доводящих до массового производства идеи гениев. Именно в них сегодня больше всего нуждается российская экономика, уверены в министерстве.

С этой целью в России вводится принципиально новая – двухступенчатая – система подготовки кадров по схеме: 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура. Она становится основной, а лежащее в основе нынешней системы пятилетнее обучение специалистов сохраняется только в малочисленных отраслях, требующих непрерывного образования. Их число сократится с нынешних 300 специальностей до 116--130.

Степень бакалавра (4 года) будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста (5 лет) и магистра (6 лет) – второму. Готовить бакалавров будут к работе на производстве – нынешние выпускники представляются Минобрнауки перегруженными академизмом. Для сохранения же интеллектуального потенциала нации будут готовить только магистров, на принадлежность к которым, по оценке Андрея Фурсенко, могут претендовать "с запасом не более 10--15% из 7-миллионного российского студенчества".

Предложенные новшества, утверждают в Минобрнауки, позволят решить хотя бы самые неотложные проблемы отечественного образования, сейчас, по словам Андрея Фурсенко, его качество не устраивает ни работодателей, ни образовательное сообщество. Так что "ни у кого не возникает возражений, что система образования должна меняться, и достаточно существенно", подчеркнул он.

Тем не менее, с точки зрения главы Российского союза ректоров, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, проблема изменения госстандарта носит стратегический характер, а потому должна быть еще рассмотрена президентским Советом по науке и технике. Кроме того, некоторые считают, что бакалавриату с магистратурой можно отдать не более двух третей студенческих мест – гораздо меньше, чем предполагают в министерстве. Другие обижаются, что усеченный перечень направлений подготовки специалистов готовился без участия образовательного сообщества.

Работодатели же, ради которых, в частности, государство затевало создание нового стандарта профобразования, признают, что не готовы к его обсуждению. Работодателя детали процесса обучения не интересуют. Его интересует только результат.
http://gazeta.ru/education/2007/02/02_a_1322652.shtml

Троешников - в бакалавры нах! Very Happy

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Пн Фев 05, 2007 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О такой схеме подготовки в ВУЗах разговор идёт уже давно, но действенных шагов что-то не видно. Одни разговоры и планы на будущее...
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zloy Admin
Майор


Репутация: 42    

Зарегистрирован: 28.11.2006
Сообщения: 1430
Откуда: ВИЗ.

СообщениеДобавлено: Чт Фев 08, 2007 11:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дед, в УрГЮА такая система (несколько в извращенном виде, правда Laughing ) действует - диплом специалиста (5 лет) дает право на поступление на ффакультет магистерской подготовки (2 года), по завершении которого выдается диплом магистра. при этом, правом поступления на ФМП обладают также лица, получившие диплом бакалавра (4 года) и специалиста в других вузах
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Che
Комманданте


Репутация: 704    

Зарегистрирован: 21.03.2006
Сообщения: 12302
Откуда: Остров Тоталитарной Свободы

СообщениеДобавлено: Пт Фев 09, 2007 1:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дед писал(а):
О такой схеме подготовки в ВУЗах разговор идёт уже давно, но действенных шагов что-то не видно. Одни разговоры и планы на будущее...

Ну почему... в УПИ на некоторых специальностях есть такая система

_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tengy
Samurai


Репутация: 21    

Зарегистрирован: 25.10.2003
Сообщения: 9373


СообщениеДобавлено: Пт Фев 09, 2007 2:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дед писал(а):
О такой схеме подготовки в ВУЗах разговор идёт уже давно, но действенных шагов что-то не видно. Одни разговоры и планы на будущее...

Ну так то СМИ не очень любят этот вопрос, но вроде той весной видел репортаж по 4, как раз про это...
Боллонский процесс уже внедряется повсеместно, осенью(вроде) проходил съезд в УПИ где договарились опоследних ньюансах
У нас на факультете есть
бакалавры, специалсты, и в скором будущем будт магистратура.

_________________
We are such stuff
As dreams are made on, and our littee life
Is rounded with a sleep.

Сплав по реке Серьга
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Magistr
Маршал


Репутация: 173    

Зарегистрирован: 05.09.2005
Сообщения: 10900
Откуда: ВИЗ, сегмент № 177.

СообщениеДобавлено: Пт Фев 09, 2007 2:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У нас в УрГУ на философском (как и на большинстве других факультетов) система именно такая: учишься 4 года - получаешь диплом бакалавра (думаю к лету им обзавестись), а дальше выбираешь - либо учишься один год и становишься специалистом, либо два года - и магистром!
_________________
"Когда Я созерцает на свою автономность, оно хочет быть самостью. Когда Я замечает свою зависимость, оно хочет быть всем". Ж.П. Сартр
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tcnk
Майор


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 09.07.2005
Сообщения: 835
Откуда: Уралмаш

СообщениеДобавлено: Ср Фев 14, 2007 8:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Баклавры, магистры и всякая другая хрень. А кто, сразу же после ВУЗа готов к самостоятельной работе? Ну в смысле чтобы дров не наломать. Учёба у специалиста с высшим образованием длиться всю жизнь, а иначе он полное фуфло. Потому как объять всё невозможно. Razz
_________________
Хрен тебе, а не аленький цветочек!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дед
Декан


Репутация: 277    

Зарегистрирован: 30.11.2003
Сообщения: 10549
Откуда: с Менделеева

СообщениеДобавлено: Ср Фев 14, 2007 9:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

tcnk писал(а):
Баклавры, магистры и всякая другая хрень. А кто, сразу же после ВУЗа готов к самостоятельной работе? Ну в смысле чтобы дров не наломать. Учёба у специалиста с высшим образованием длиться всю жизнь, а иначе он полное фуфло. Потому как объять всё невозможно. Razz
+1 Laughing Если за что и прходится краснеть- то за те "пенки", которые свершил на ранней стадии своей деятельности Embarassed
_________________
" Зри в корень !"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Мар 23, 2007 9:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Болонский процесс" начался в 1999 г., когда 29 европейских государств подписали в Болонье конвенцию, согласно которой дипломы высших учебных заведений признаются во всех странах-участницах соглашения. В 2003 г. к Болонской конвенции присоединилась Россия, став сороковой страной, признавшей правомерность общего европейского образовательного пространства. И если с Европой и ее тягой к объединению все понятно, то зачем нам эта "Болонь", для многих оставалось вопросом.

В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий известен неоднозначным отношением к введению двухуровневого образования. В своих выступлениях и интервью ректор крупнейшего вуза России неоднократно указывал на минусы "болонской" системы. Во-первых, работодатели четырехлетний бакалавриат за образование не считают. Во-вторых, непонятно зачем он нужен жителям Дальнего Востока, если им выгоднее развивать связи с Японией и Китаем, а не с Францией или Испанией. В-третьих, как учить медиков или военных в силу сложившихся форм организации этих специальностей в нашей стране?

Сторонники Болонской конвенции приводят контрдоводы. Прежде всего, с вступлением в "Болонь" наши соотечественники смогут поступать в европейские вузы и устраиваться на работу в западные компании. А многие российские вузы: Высшая школа экономики, МГИМО, МГТУ им. Баумана, РУДН, Санкт-Петербургский государственный университет – не дожидаясь закона уже перешли на бакалавриат и магистратуру и неплохо с ними справляются. По данным Министерства образования и науки, около половины российских государственных и частных вузов имеют лицензии на подготовку бакалавров. В министерстве считают, что двухуровневая система образования позволит повысить качество образования. Сейчас молодые люди идут учиться в вузы не по желанию, а потому, что "надо". Поступают хоть куда-нибудь, и пять лет получают ненужные им знания. После окончания вуза работать по специальности идут единицы, да и в этом случае многих в процессе производства приходится переучивать. А новая система, полагают в Минобрнауки, угодит и студентам, и работодателям.

Поступать в бакалавриат абитуриенты будут по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Те, кто поступил, в течение четырех лет будут получать общие навыки по выбранной профессии. На следующую ступень – в магистратуру – на конкурсной основе (бесплатно) смогут попасть лучшие бакалавры, те, кто хочет расширить знания в выбранной узкой специальности. А специалитет – привычное для нас пятилетнее образование – разработчики законопроекта оставили медицинским, военным и инженерным вузам . Как показывает практика, за меньшее время обучить этим специальностям невозможно(на самом деле, в инженерных вузах специалитет останентся скорее, как исключение, в частности, для информационных специальностей). Магистратура для специалистов не предусмотрена. После магистратуты и специалитета можно продолжить образование в аспирантуре.

Вот что сказал нам ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, к которому мы обратились за комментарием: "Участие в Болонском процессе поневоле заставляет нас повышать качество российского высшего образования, вплоть до создания в каждом вузе определенных Болонским процессом систем менеджмента качества, причем с обязательным участием студентов и работодателей. Переход на систему "бакалавр-магистр" российскому образованию крайне выгоден. И не только тем, что введение и в России общеевропейской системы способствует большей мобильности студентов и преподавателей, но и тем, что студент после бакалавриата может сменить направление высшего образования и получить магистра по другой профессии. Никто не отбрасывает систему "специалитета" как устаревшую и ненужную. Ясно, что не будет бакалавриата в творческих, медицинских, в ряде инженерных, в спортивных и других профессиях. Перечень сохраненных специальностей будет утверждаться правительством России, чтобы оградить процесс становления многоуровневой системы от всякого рода лоббистов, ходатаев узковедомственных интересов.

Россия – потенциально сильный конкурент. Поэтому мы сами должны быть достаточно активными, чтобы стать полноправным участником общеевропейского процесса. Важно обеспечить признание российских дипломов за рубежом, потому что это даст возможность выпускникам российских вузов трудоустраиваться там, где они захотят, в том числе – за границей на равноправных условиях с выпускниками европейских вузов".

Несмотря на то, что за границей миллионы молодых людей после бакалавриата легко находят работу и при этом отлично с ней справляются, наши работодатели к самому слову "бакалавр" относятся с подозрением. Дабы обезопасить выпускников вузов от неприятных сюрпризов при приеме на работу, разработчики законопроекта дипломы всех уровней – бакалавра, магистра и специалиста – снабдили одинаковой силой. В ходе обсуждения законопроекта первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев призвал разработчиков документа более четко прописать норму, гарантирующую равноправие выпускников. Это можно сделать на уровне подзаконных актов.

Если разобраться, идея двухуровневой системы образования не так уж и плоха. Тем более что "Болонская конвенция" не противоречит национальным традициям образования стран-участниц. Более того, благодаря этому процессу на выпускников наших вузов в Европе наконец-то перестанут смотреть как на белых ворон. Ведь еще в 1987 г. Европейское сообщество выпустило рекомендацию, согласно которой дипломы специалистов СССР признаются только на уровне бакалавра. И это притом, что мы всегда учились 5, а в каких-то вузах – и 6 лет.
http://utro.ru/mega/
Что-то сомневаюсь, что наших бакалавров в Европе будут охотно брать на высокооплачиваемую работу Cool

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wizard RAA
Генерал


Репутация: 41    

Зарегистрирован: 17.03.2005
Сообщения: 3010
Откуда: из Ордена Полуночи, 248 сегмент

СообщениеДобавлено: Пт Мар 23, 2007 3:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Atom, всё эт конечно интересно, но вот скажи: у меня будет 4 диплома, почём я могу продать хотя бы один?
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Мар 23, 2007 6:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Wizard RAA, это копейки. Продавать придется себя, желательно, дорого Smile
_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wizard RAA
Генерал


Репутация: 41    

Зарегистрирован: 17.03.2005
Сообщения: 3010
Откуда: из Ордена Полуночи, 248 сегмент

СообщениеДобавлено: Пт Мар 23, 2007 7:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Atom, это понятно, но не смогу же я себя продать в 4 места одновременно
Laughing

_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2007 3:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Научная иммиграция в США.
М.Г.Гольдфельд, доктор химических наук
«Химия и жизнь» №9, 2007

Власти в развитых странах всегда принимали меры для привлечения из-за границы людей, пригодных к полноценной работе на благо науки и технологического развития страны. Случалось, ради этого и отступали от своей обычной практики и правил. Достаточно вспомнить спасенного американцами от суда нацистского преступника (концлагерем ведь командовал!) фон Брауна, который впоследствии возглавил проект «Аполлон». Так и сталинские сатрапы нашли и вытащили из лагеря умирающего Н.В. Тимофеева-Ресовского — не было другого такого специалиста по радиационной биологии, а бомбу надо было испытывать.

В США регулярно публикуются официальные статистические данные и социологические исследования, посвященные этой теме. Например, учитывается доля специалистов, родившихся за рубежом, отдельно — получивших докторскую степень за рубежом, среди наиболее цитируемых авторов статей, авторов наиболее важных патентов, членов Национальной академии наук и т. д. Авторы официальных отчетов, например для Конгресса, охотно отмечают, что половина всех американских нобелевских лауреатов родились за пределами США и каждый десятый среди них родом из России. Согласно отчету Иммиграционного агентства США, иностранцы всё более вытесняют американцев в аспирантуре и на постдокторских позициях по точным и естественным наукам и информационной технологии. Проблема конкуренции за рабочие места беспокоит, в частности, Американское химическое общество. Однако правительственные структуры ясно понимают, что экономика и наука США нуждаются в притоке талантливых профессионалов из-за рубежа, и в обозримом будущем не предполагается ограничивать этот приток. В академических же кругах считают, что проблема не в избыточном притоке иностранных студентов, аспирантов и постдоков, а совсем в другом: молодые американцы по рождению не стремятся в науку, а предпочитают менее трудозатратные и/или более высокооплачиваемые занятия, такие, как бизнес, управление, юриспруденция, медицина. Эти сферы деятельности менее доступны для иностранцев по финансовым и юридическим причинам. Относительно слабый интерес американской молодежи к науке коренится и в недостатках школьной системы, и в некоторых общих свойствах постиндустриального общества потребления, обсуждение которых выходит за рамки предмета данного очерка.

После 11 сентября 2001 года ужесточился порядок выдачи студенческих виз, и это сразу же вызвало острую реакцию университетской администрации. (После этого, чтобы исправить положение, средний срок оформления виз сократили с 70 до 22 дней.) В частности, такая влиятельная организации, как Совет по делам аспирантуры (Council of Graduate Schools), выразила озабоченность снижением числа иностранных аспирантов. В докладе Совета отмечено усиление конкуренции с другими странами за иностранные таланты. И в самом деле. Австралия, Канада, Германия объявили государственные программы привлечения высококвалифицированных специалистов. Иностранных ученых заманивают к себе — и небезуспешно — Сингапур, Малайзия и Китай. В 2001 году Япония разрешила въезд 222 тысячам специалистов. В последнее время повысился интерес к российским ученым в Парагвае, Венесуэле, Бразилии, Южной Корее, где даже разработаны специальные государственные программы их ассимиляции.

В последнее время быстро развиваются системы высшего образования в таких динамически растущих странах, как Китай и Индия. Здесь для молодежи, стремящейся в науку, появляется альтернатива обучению на Западе — полноценное образование в собственной стране, и западные аналитики считают, что это потребует адекватных мер, способствующих рекрутированию студентов и аспирантов. ППо данным Национального фонда научных исследований США, в 2004 году иностранцы получили 32,1% всех докторских степеней по естественным и точным наукам и 61,3% — по инженерным дисциплинам. С 1999 по 2004 год отмечена отчетливая тенденция к возрастанию доли остепененных в США иностранцев: на 4–5% только с 2003 по 2004-й. Более половины (56%) иностранцев, получивших американский докторат, находят работу в США, по большей части в индустриальном секторе, но также и в академии. В конечном счете почти все получают американское гражданство (на это уходит 10 лет), но и в эти 10 лет жизнь с грин-картой (постоянным видом на жительство) не связана с какими-либо серьезными ограничениями. Даже в лабораториях, подчиненных Национальному агентству по космическим исследованиям (NASA), принимают на работу держателей грин-карты, и только для некоторых учреждений, работники которых считаются федеральными служащими, требуется гражданство. Сегодня в американских университетах и колледжах родившиеся за рубежом специалисты с докторской степенью составляют около трети профессуры по информационной технологии, 26% в инженерных дисциплинах, 22% в естественных и точных науках. На постдокторском уровне они занимают более половины позиций по инженерным дисциплинам, 42% по естественным и точным наукам. 40% американского населения, родившегося за рубежом, имеют степень магистра или доктора наук — во много раз больше, чем в среднем по стране. Статистика утверждает, что половина всех европейцев, получивших дипломы в США, там же остаются работать, многие — навсегда.

Некоторые направления технического прогресса почти монополизированы представителями определенных стран. Выходцы из Индии, например, составляют 36% сотрудников фирмы «Майкрософт», в Космическом агентстве их 32%, в фирме «Интел» — 12%. Среди индийских специалистов бытует убеждение, что программирование — чуть ли не их национальная привилегия. По состоянию на 2003 год за границей родились 25% всех работников с высшим образованием в США и 40% лиц с докторской степенью. При этом среди всех докторов наук родившиеся за границей составили большинство по информационной технологии (57%), электронике (57%), механике (52%). На долю россиян приходится 5–6% лиц с наиболее высокой ученой степенью по точным, естественным и инженерным дисциплинам. Выходцы из России далеко уступают по численности в этой категории китайцам и индийцам (что и неудивительно, с учетом численности населения) и близки к другим европейским странам.

Хотя общий поток направлен из России на Запад, многие из тех, кто уехал по краткосрочной постдокторской программе, возвращаются в Россию. По некоторым оценкам, с учетом ротации (кто-то уезжает, кто-то приезжает обратно) единовременно на Западе находятся примерно 30 тысяч исследователей. Эту цифру можно сопоставить с числом исследователей в России, работающих по грантам Российского фонда фундаментальных исследований, — примерно 100 тысяч. Таким образом, 30:100 — примерное соотношение средней численности диаспоры к числу активно работающих специалистов в области фундаментальных наук. Примерно такое же соотношение дает академик В. Гинзбург для своих коллег по отделению общей физики и астрономии: из 121 члена РАН, состоящего в этом отделении, около 20 имеют постоянную работу за границей. Можно думать, что это примерная доля профессионалов, сохранивших способность к личному творчеству в науке, а не только к выполнению «руководящих функций».

Нужно отметить, что, хотя материальное положение ученых, выезжающих за рубеж в зрелом возрасте, на пике исследовательской активности, улучшается, переезд нередко приводит к снижению научной продуктивности. Сопоставление индексов цитирования российских ученых в определенных областях физики и биологии показало, что те, кто остались в России, цитировались чаще, чем их коллеги-эмигранты.

Между прочим, примерно 20 тысяч американских исследователей с докторской степенью постоянно работают за пределами США. Так что существует не только российская или китайская научная диаспоры, но и американская, сопоставимые по порядку величин. Представители американской диаспоры занимают, как правило, весьма престижные профессорские места по всему миру, работают в качестве высокооплачиваемых консультантов.

Совершенно иначе выглядит распределение в научной иерархии российских специалистов за рубежом. Выходцев из Союза, прибывших за рубеж с советскими кандидатскими и докторскими степенями, отнюдь не ожидали красный ковер и почетный караул. Чаще всего им приходилось по нескольку лет работать в качестве постдоков в университетах — войти в состав научной группы, возглавляемой регулярным профессором, или стать сотрудником в исследовательской группе какой-либо компании под руководством специалиста, научная квалификация которого может быть и менее высокой, чем у приезжего. Попадая за рубеж зрелыми исследователями, многие из них не поднимаются дальше временной постдокторской позиции. Им часто приходится менять место работы и место жительства. Наличие российского профессорского звания помогает при оформлении грин-карты, но ни в коей мере не способствует трудоустройству, скорее даже затрудняет его. Один из моих знакомых, член-корреспондент РАН, имя которого можно найти чуть ли не в каждом учебнике физической, а то и общей химии, удовлетворяется позицией исследователя в лаборатории американского профессора, который едва ли не всю свою научную деятельность посвятил изучению процессов, первоначально описанных этим его российским коллегой. Другой — физик-теоретик харьковской школы, доктор наук и в прошлом председатель ученого совета весьма заметного советского института, вполне работоспособного возраста, сумевший заинтересовать своими новаторскими идеями военное ведомство и получить гранты под эти идеи, — занимает в Калифорнийском университете подчиненное положение при профессоре математики — тоже из России, но получившем степень уже в США.

Россия не входит даже в первую десятку стран, поставляющих штатных профессоров для американских университетов. Совершенное владение языком и ранняя интеграция в научно-техническую сферу США — необходимые условия для успешной профессорской карьеры. А для этого надо если не родиться в США или Англии, то хотя бы учиться там продолжительное время, и
притом в молодые годы. Вот почему среди развивающихся стран по числу преподавателей в американских университетах лидирует англоязычная Индия.

Не располагая достоверной статистикой о численности выходцев из России в рядах университетской профессуры — самого привилегированного слоя научного истеблишмента, могу только поделиться собственными наблюдениями. В Ирвине, в кампусе Калифорнийского университета, где я работаю, русские профессора и исследователи менее высокого служебного ранга весьма заметны. Я лично знаком здесь с российскими математиками, химиками, биохимиками, физиками, биофизиками, сотрудниками медицинского колледжа, не говоря о многочисленных аспирантах из бывшего Союза. Такая же картина и в других известных мне местах, например в Корнеле, Политехническом университете штата Айова, в Брэндайсе (Бостон), Пенсильванском университете. Как только бывший российский ученый становится профессором или занимает самостоятельное положение в индустриальном секторе, он довольно быстро «обрастает» русскими сотрудниками, постдоками, аспирантами. Скажем, в университете Дрексел (Филадельфия) имеется основанный А.Я. Фридманом (выпускником Физтеха, в прошлом сотрудником Курчатовского института и профессором Высшего химического колледжа РАН) Институт плазмы. Среди ближайших сотрудников и аспирантов Фридмана, понятное дело, преобладают выпускники Физтеха. В университете Миннесоты на кафедре теоретической физики не менее пяти постоянных профессоров из России, и с 1994 года рабочим языком стал русский.

Надо сказать, что и американские профессора (не российского происхождения), однажды встретившись с выпускниками ведущих российских вузов, с энтузиазмом продолжают рекрутировать русских молодых специалистов. Как вспоминает выпускница химфака МГУ 1989 года, выполнявшая аспирантскую работу в 1995–2000 годы в группе профессора Виттига (университет Южной Калифорнии), ее руководитель посетил Физтех во время своего визита в Россию в начале 90-х, и студенты произвели на него столь сильное впечатление, что он стал приглашать в аспирантуру физтеховцев — даже в обход формальных экзаменационных требований по английскому языку. «При чем тут английский! Они два дня под лазером пролежат, и он у них работает, а так мне придется из Японии везти обслуживающий персонал». Одно время в его группе было восемь физтеховских постдоков и аспирантов и одна эта девушка с химфака, и, кажется, никаких других сотрудников. Самые последние публикации группы Виттига также выполнены при участии русских сотрудников.

Администрации университетов вполне сознательно создают благоприятные условия для привлечения в первую очередь тех ученых иностранного происхождения, кто находится в начале своего творческого пути, но уже успел показать себя. Университеты не останавливаются перед значительными затратами для поддержки их научных программ на старте, имея в виду, что в дальнейшем они смогут получить гораздо более весомые гранты от различных внешних агентств и в результате с лихвой окупят первоначальные инвестиции. Собственно, эти гранты и составляют основу финансового благополучия исследовательских университетов. Точно так же университеты охотно берут на себя расходы, связанные с обучением иностранных аспирантов по точным и естественным наукам, независимо от их визового статуса, поскольку заполнить вакансии американцами невозможно, а рабочая сила необходима для реализации исследовательских программ.

Россия в количественном отношении занимает скромное место в ряду стран, поставляющих студентов и аспирантов в американские университеты. Лидируют здесь опять-таки Индия (13,5% по всем специальностям в 2006 году) и Китай (11,1%), за ними следуют Япония (6,9%), Канада (5,9%), Тайвань, Мексика, Турция, Германия, тогда как российские студенты составляют менее 1% и в большинстве американских отчетов российский вклад отдельной строкой не рассматривается. Популярная одно время шутка: «Американский университет — это место, где русские профессора учат китайских студентов за счет американских налогоплательщиков» — сильно преувеличивает российский вклад, хотя среди студентов, аспирантов и постдоков химических, биологических специальностей выходцы из стран Азии действительно очень заметны. Когда стоишь в конце рабочего дня у дверей, например, Медицинского колледжа имени Эйнштейна (формально это факультет Еврейского университета в Нью-Йорке), то вываливающаяся из здания толпа выглядит так, словно вы попали в Гонконг.

В последние годы всё больше выходцев из Китая, Японии, Кореи, Тайваня начинают занимать и престижные профессорские позиции в США.

Так обстоит дело с американской стороны. Хотя порядки, условия и традиции в европейских странах или, например, в Австралии заметно отличаются от таковых в США и Канаде, а правительственные структуры в этих странах гораздо сильнее вовлечены в администрирование и финансирование науки и образования. Российские ученые, особенно молодые, и здесь находят должности в соответствии со своей квалификацией, позволяющие им успешно работать и жить на достойном уровне.

Научная эмиграция в Израиль — отдельная тема, которая здесь обсуждаться не будет, но все же процитирую журнал «Science» за 1999 год: «Более 13 000 ученых из бывшего Советского Союза прибыли в Израиль за 10 лет с 1989 года. Университет Бар-Илан, ранее известный больше трудами по иудаике, принял около 100 из них и предоставил в их распоряжение вновь отстроенный корпус естественных наук. По словам министра абсорбции Израиля, «мы получаем профессоров, на подготовку каждого из которых пришлось бы затратить миллион долларов, если бы они проходили обучение в Израиле, по цене авиационного билета». В 1970-х годах основной экспортный товар Израиля составляли апельсины. С помощью прибывших из Советского Союза ученых и инженеров израильские фирмы, работающие в информационной технологии, удвоили экспорт высокотехнологических товаров с 4,5 миллиардов долларов в 1990 году до 9 миллиардов в 1998-м». Инженеров и ученых на 10 000 душ населения в Израиле после иммиграционной волны 1980–1990-х стало в полтора раза больше, чем в США (145 человек против 85). Математика, физика, геология, электроника получили мощный импульс к развитию. В Израиле, можно сказать, произошла технологическая революция.

В иммиграционном законодательстве развитых стран предусмотрены специальные привилегии для ученых. Например, в США действуют несколько программ, обеспечивающих ускоренное получение вида на жительство для «особо выдающихся специалистов» по двум категориям: Alien of Extraordinary Ability и Alien of Exceptional Ability. Чтобы доказать свою принадлежность к одной из этих категорий, вам приходится собирать пакет документов и составлять заявление, которое должно убедить чиновников иммиграционной службы в том, что вы действительно принесете пользу научному прогрессу в США. С этого момента вы оказываетесь втянутыми в сферу юридического крючкотворства. В большинстве случаев люди обращаются к услугам адвокатов. Эти услуги недешевы, но если у вас есть работа по специальности, то они вам по карману. Все препятствия бюрократического свойства в конечном счете преодолимы, и на всякое бюрократическое требование можно найти убедительный ответ. Времени это может, однако, занять много — полгода, а то и год с лишним. В отличие от собственно поисков работы, ваши позиции в борьбе с иммиграционной бюрократией заметно усиливаются при наличии докторской степени, профессорского звания, хотя бы небольшого числа цитирований в англоязычной литературе. В этом случае, как я убедился на собственном опыте, вы смело можете подавать просьбу о получении грин-карты даже без формальной поддержки от работодателя, по категории профессионалов исключительно высокой квалификации. Понадобятся лишь несколько рекомендательных писем от коллег — случалось и мне писать такие письма. Однако большинство специалистов, особенно молодых, получает вид на жительство при поддержке работодателя, и этот путь, хоть и длительный, тоже всегда завершается успехом, — по крайней мере, я никогда не слышал ни об одной неудаче в этом деле.

Любопытно, что нет корреляции между возможностями профессионального трудоустройства и легальной иммиграции в США, особенно когда речь идет о специалистах зрелого возраста, обремененных степенями и званиями. На первый взгляд иммиграционные правила США порой даже противоречат их собственным экономическим интересам. Например, в отличие от иммиграционных правил Канады, Америка не придерживается возрастного ценза при рассмотрении заявления по приоритетным профессиональным категориям. Более того, специалист зрелого возраста (45 и старше) имеет больше шансов убедить службы иммиграции США вынести положительное решение о предоставлении грин-карты по категории «выдающихся специалистов»: чем старше, тем больше он успел сделать в своей области и тем легче ему предоставить объемный пакет документов, который подтверждает заслуги. В ход идут российские авторские свидетельства на изобретения, авторефераты диссертаций, защищенных под руководством данного специалиста, копии статей самого претендента на натурализацию и статей, в которых имеются ссылки на его работы (только на английском языке), даже рефераты его статей в «Chemical Abstracts». Службы иммиграции США требуют, чтобы специалист был заслуженным уже сейчас, статус «перспективного ученого» не является основанием для получения грин-карты. Поэтому молодым специалистам
требуется спонсор-работодатель.

Для полноты картины приведу и данные о доходах научных работников. Что касается химиков в США (2006), свежеиспеченный бакалавр получает в среднем 49 тысяч долларов в год, начинающий работник с магистерской степенью 56 тысяч, с докторатом — 71 тысячу. Более высокие заработки в промышленности, поменьше — в академии. Средняя зарплата химика, включая профессионалов с опытом работы, — 96 тыс. долларов в год.
http://elementy.ru/lib/430513

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Янв 25, 2008 8:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амбиции российских студентов
Уровень финансовых запросов студентов столичных вузов шокирует даже опытных кадровиков и рекрутеров. Каждый пятый студент-старшекурсник или выпускник московского вуза (21%) считает, что по окончании учебы он будет «стоить» более 50 тыс. руб. Наиболее амбициозны в плане своей будущей зар­платы студенты-троечники. Такие данные содержатся в обнародованном вчера исследовании ВЦИОМ, проведенном совместно с компанией Future Today.

По данным ВЦИОМ, 80% нынешних студентов планируют после окончания вуза получать не менее 20 тыс. руб. У питерских студентов «самооценка» ненамного ниже, чем у московских, однако реальные ожидания по оплате труда значительно более скромные. Для сравнения был проведен параллельный опрос в Новосибирске, выявивший не столь высокие зарплатные ориентации.

Называя справедливую для себя зарплату, столичные студенты, получающие за годы учебы в вузе преимущественно тройки, опережают всех остальных, в том числе отличников. 18% троечников имеют и вовсе амбициозные планы: зарабатывать после вуза они собираются не менее 50 тыс. руб. 21% троечников собираются получать от 50 до 100 тыс. руб., а 4% и вовсе претендуют на зарплату свыше 100 тыс.

Более уверенными в своем будущем все же чувствуют себя студенты с опытом работы — среди старшекурсников Москвы и Санкт-Петербурга, работающих на время проведения опроса, уровень зарплатных ожиданий выше. 35% опрошенных среди тех, кто имеет постоянную работу, рассчитывают по окончании вуза получать более 30 тыс. руб., среди неработающих — 24%.

Среди тех, кто считает наиболее важным фактором при построении карьеры обладание нужными связями, число амбициозных наиболее велико — 41% из них после окончания вуза собираются получать не менее 30 тыс. руб. Те, кто верит в себя, считая главным не связи, а уверенность в себе, обаяние и прочие личные качества, такие ожидания озвучивают реже (32%). Еще менее характерны они для тех, кто ставит во главу угла профессионализм, реальные навыки и результаты труда (27%). Респонденты, делающие ставку на профессионализм, более скромны и в самооценке, среди них только 18% считают справедливой для себя зарплату более 50 тыс. руб.

Амбиции московских и питерских девушек по сравнению с молодыми людьми меньше: оценивают себя в сумму свыше 50 тыс. руб. 15% девушек и 25% молодых людей. «Гендерная дискриминация — примета российского рынка труда», — соглашается с результатами исследования ВЦИОМ Марина Васильева, руководитель департамента управления персоналом ООО «Фин­экспертиза». Этим объясняются повышенные финансовые амбиции молодых мужчин. В том, что студенты-троечники более требовательны к размеру зарплаты, нет ничего удивительного. «Нередко троечники — это те, кто совмещает учебу с работой, поэтому ко времени получения диплома они уже имеют некую квалификацию и действительно вправе требовать от работодателя большего», — говорит специалист по связям с общественностью компании AVANTA Personnel Eвгения Андреева.
http://www.rbcdaily.ru/2008/01/25/focus/316041

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Апр 11, 2008 9:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему "Боинг" поддерживает российских математиков
На этой неделе вице-президент корпорации "Боинг" Ричард Стивенс вручил чек на двадцать пять тысяч долларов Московскому центру непрерывного математического образования. Центр существует уже двенадцать лет и способствует развитию математического образовании в России и за рубежом. Он сохраняет славные традиции фундаментального математического образования, пытаясь таким образом противостоять тем революционным новшествам (а именно - американизации), которые это образование разрушают. Парадоксально, но получается, что, помогая Московскому центру, "Боинг" борется с американизацией.

Американцы оказывают поддержку Московскому центру непрерывного математического образования уже в четвертый раз: общая сумма составила сто тысяч долларов. Естественно, сразу возникает вопрос: зачем им это нужно?

Дело в том, что "Боинг" постоянно набирает по всему миру множество высококвалифицированных рабочих, инженеров, ученых с очень хорошим образованием. Так вот, в процессе этого набора американцы отметили общее падение уровня образования в мире. А так как около полутора тысяч российских инженеров работают сегодня по программам сотрудничества с компанией "Боинг" (она уже пятнадцать лет в России), корпорация, согласно "теории разумного эгоизма", оказалась заинтересованной в поддержании высокого уровня нашего математического образования.

Несколько лет назад представители "Боинга" обратились к академику Владимиру Арнольду и одному из тогдашних руководителей Москвы Александру Музыкантскому с вопросом: как поддержать российское математическое образование? И одним из предложений Арнольда было оказание помощи Московскому центру непрерывного математического образования.

Падение математического образования американцы ощутили на себе: у них уже много лет обучение и проверка полученных знаний проходят с помощью тестов. Поскольку, как известно, наша школа выбрала для себя американскую модель оценки знаний учеников (Единый госэкзамен - аналог американского единого теста SAT - Scholastic Assessment Test), которая критикуется всеми серьезными учеными (в том числе американскими), обозревателю "Русского журнала" было интересно спросить у Ричарда Стивенса, как он относится к таким переменам в нашем образовании. Не будут ли они способствовать его деградации?

Вопрос звучал так: "Российское математическое образование славится своей фундаментальностью и качеством. Сейчас мы переходим на тестовую систему оценки знаний. Я имею в виду ЕГЭ. Его американский аналог - SAT. Многие специалисты считают, что такой переход приведет к краху российского образования в целом, поскольку изменится сама методика преподавания математики в школе. Насколько, по вашему мнению, велика такая опасность"?

Ответ был абсолютно однозначным. "Это очень важный вопрос, - сказал Ричард Стивенс. - Я даже писал по этому поводу в своей книге. Есть большая разница между тем, что называется передачей знаний и применением этих знаний для решения новых задач. С помощью Единого теста (у нас - ЕГЭ. - Н.И.-Г.) можно на большом количестве людей проверить, действительно ли им передали какие-то знания. Но при этом вы никогда не сможете быть уверены в том, что эти люди достаточно оснащены знаниями и инструментарием для того, чтобы решать новые концептуальные задачи.

Мы посмотрели на наших сотрудников - на тех, у кого есть masters degree или степень бакалавра, и попытались оценить, как качество их работы связано с той учебной программой, которая у них была в процессе учебы. И обнаружили: те студенты, которые получали фундаментальные знания (изучали различные концепции и потом применяли их на практике), придя к нам, достигали гораздо больших успехов, чем те, кто просто учился по тестам в традиционной школе".

Иван Ященко, руководитель Московского центра непрерывного математического образования, признался, что ему очень понравился подход одного из первых руководителей крупнейшей мировой компании: "Ричард Стивенс фактически сказал, что образование - это фундамент всего. Причем образование настоящее. То, которое есть в России и которое меряется не правильно отмеченными галочками в клеточках, а именно умением содержательно решать поставленные задачи. И если у тебя хороший результат теста SАT, это не означает, что ты будешь успешным инженером. SAT меряет совершенно другое.

Проблема образования Америки как раз и заключается в том, что у них все меряется этим тестом. Профессор университета в Техасе Александр Буфетов сегодня рассказывал нам, что его американские студенты только на первом курсе узнают, что такое "доказательство". Потому что их в школе не учат приводить аргументы и что-то доказывать.

Мы надеемся, что, несмотря на введение ЕГЭ, наше государство осознает: реформы образования, которые происходят сегодня в России, идут вразрез с направлением развития всей страны и противоречат формированию высокотехнологичного производства. Нужно помнить: те ребята, которые сейчас поступают в первый класс, через десять лет закончат школу. А те, кто сегодня заканчивают школу, через десять лет будут определять лицо нашей науки и индустрии. И лицо это определяется не только генеральным конструктором, но и большим числом высококвалифицированных инженеров и научных сотрудников среднего звена. Если мы будем "измерять" их знания с помощью тестов, ничего не получится. Нужно, чтобы измерители качества образования определяли то, что действительно нужно стране".

По мнению Ященко, ЕГЭ можно сохранить лишь как идею независимого контроля. Просто нужно сделать свои, нормальные измерители, а не те, которые копируют американские и голландские образцы. Так, Москва уже несколько лет предлагает реальную альтернативу ЕГЭ. На экзамене в 9-м классе проходит независимая проверка: двадцать тысяч работ в школьных тетрадочках проверяют обычные учителя. Результаты обрабатываются на компьютере. Работают анонимные независимые наблюдатели. И все это без всяких тестов!

"На что вы тратите деньги "Боинга"?" - спросили мы Ивана Ященко.

"Мы их используем на программы работы с одаренными детьми, - ответил он. - Это, например, летняя школа "Современная математика", куда съезжаются ребята со всей России и где с ними работают наши ведущие математики, включая академиков Владимира Арнольда, Дмитрия Аносова, Сергея Новикова. Они не только читают там лекции, но и вместе играют в футбол, общаются, гуляют вдоль Волги.

При поддержке "Боинга" проходит Московский математический праздник и Турнир Ломоносова, которые позволяют найти талантливых детей".


P.S. По мнению профессора филологии Джорджтаунского университета (Вашингтон) Ольги Меерсон, которая имеет дело с выпускниками школ, тесты с выбором ответа подавляют нестандартное мышление. Это касается не только математиков, но и филологов. Главная проблема стандартных экзаменов (по принципу "выбери правильный ответ" - multiple choice) в том, что на один вопрос всегда "должен быть" только один правильный ответ. В итоге мало-мальски задумывающийся экзаменуемый чувствует себя полным идиотом, и иногда это впечатление остается у него на годы.

Во-вторых, в случаях, когда возможно несколько ответов (по принципу "смотря о чем речь), у экзаменуемого активно отшибается желание, а как следствие, и способность смотреть на проблему с нескольких точек зрения. Этот аспект автоматически отсеивает в категорию идиотов, не умеющих "даже" сдать стандартный экзамен, людей типа Сезанна, Эйнштейна и Флоренского.

"Еще одна проблема в том, - сказала нам американский профессор, - что стандартным способом можно прокрутить намного больше народу, чем вникая. Но тогда и уровень образования будет соответствующим. В США он падает катастрофически. Я, конечно, согласна с тем, что учиться в университете должны все, а не одни Эйнштейны, но зачем же так активно давить всякое проявление не только гения, но и любого хоть сколько-нибудь нестандартного мышления?"
http://russ.ru/teksty/pochemu_boing_podderzhivaet_rossijskih_matematikov

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Июн 13, 2008 9:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Страна бакалавров
Болонский процесс лишит Россию специалистов

Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании столичного правительства во вторник заверил, что в вузах столичного подчинения не будут готовить «бакалавров-недотеп». Он подчеркнул, что когда речь идет об образовании, нужно готовить специалистов, а не бакалавров. «Вопреки тем решениям, которые были приняты, в том числе в Минфине, – исключить возможность субъектов Федерации иметь свои институты, мы на это не пошли», – пояснил Лужков. «Пусть бакалавров Министерство образования готовит в других местах», – заключил он. Эксперты поддержали отказ мэра от участия в Болонском процессе.

Болонский процесс берет свое начало в середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной же датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Главной целью Болонского процесса считается «сближение и гармонизация систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России. Однако полный переход на двухуровневую систему высшего образования в нашей стране произойдет не раньше следующего года.

Лоббисты Болонского процесса утверждают, что реформа откроет для российских учащихся «новые горизонты», ведь она дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Между тем эксперты отмечают, что переход на систему бакалавр-магистр лишь окончательно разрушит и без того разваливающуюся систему российского образования. «Болонская система – это хорошо продуманная четкая схема образования, которая эффективно работает в Европе. Для того чтобы перевести российскую систему на Болонский процесс, потребуются серьезные перемены. Однако мы должны понимать, что каждая реформа влечет за собой риски ломки отлаженных механизмов, а значит и риски снижения качества результатов. Менять систему только для того, чтобы соответствовать стандартам, нет смысла, тем более в условиях, когда в России резко ухудшилось качество абитуриентов и школьного образования в целом», – сказал РБК daily директор Международного института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Вячеслав Игрунов.

Согласился с ним и президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. «В России уже существует годами отлаженная система высшего образования. С первого курса студенты начинают изучать предметы по специальности, что в итоге делает из них прекрасных специалистов, которые всегда были востребованы не только в России, но и за рубежом. Рушить эту систему сегодня нет смысла. Тем более что у нас сегодня нет ни стандартов, ни новых программ. Это шаг назад», – сказал он в беседе с РБК daily.

Специалисты прогнозируют, что в случае перехода на двухуровневую систему через 5 лет рынок кадров будет пересыщен бакалаврами. «Это они только сейчас говорят, что магистратура будет бесплатной для 50% учащихся. Однако я уверен, что реально бесплатными останутся только 20% мест. Эти несчастные бакалавры, имеющие только общее образование без специализации, просто останутся без работы», – подчеркнул г-н Комков.

По мнению некоторых экспертов, лоббисты Болонской системы стимулируются из США. «США являются главным потребителем наших специалистов. Тех 15% магистров, у которых найдутся деньги на обучение, американцам хватит. А то, что остальные российские студенты так и останутся без специальности, – это США только на руку. Не считаю нужным вестись у них на поводу. Тем более что, согласно Болонскому процессу, страна, принимающая его условия, не обязательно должна менять свою систему образования. У нас просто об этом намеренно замалчивают», – резюмировал г-н Комков.
http://www.rbcdaily.ru/2008/06/11/focus/352063

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Atom
Майор


Репутация: 18    

Зарегистрирован: 01.12.2005
Сообщения: 841
Откуда: УрФУ

СообщениеДобавлено: Пт Июл 18, 2008 5:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Без инженеров
Немецкая экономика испытывает серьезный дефицит инженеров, а также программистов и математиков. Согласно исследованию, проведенному компанией Deutsche Bank Research, в настоящее время в Германии имеется 43 тысячи свободных позиций для инженеров, на которые невозможно найти претендентов.

В будущем положение может только ухудшиться: уже сегодня на 10 инженеров, выходящих на пенсию, приходится лишь 9 инженеров, оканчивающих вуз. «Дефицит высококвалифицированных технических специалистов – это серьезная и долгосрочная проблема, угрожающая немецкой экономике», – сказал «Эксперту Online» автор исследования, экономист Deutsche Bank Research Томас Майер. Причина сокращения числа инженеров – в резкой потере интереса к этой специальности, наблюдавшейся в 90−е годы. Если в 1989 году специальность инженера, программиста или математика выбирал 41% поступающих в вузы немцев, то в 1997 году их доля упала до 31%. В последние два-три года последствия этого спада особенно отчетливо сказываются на немецкой экономике. Спрос на инженеров превосходит все мыслимые пределы: компании ищут инженеров в 14 раз чаще, чем юристов, и в 30 раз чаще, чем экономистов.

Спад интереса немецкой молодежи к техническим специальностям не единственная причина дефицита инженеров. По мнению главного экономиста Deutsche Bank Research Норберта Вальтера, значительная доля ответственности за дефицит инженеров лежит на принципах устройства немецкой экономики. «В Германии отсутствует культура повышения квалификации, – сказал «Эксперту Online» Норберт Вальтер. – Немецкая экономика страдает от структурных проблем, а их при нынешнем восприятии ситуации со стороны политиков и населения не так легко исправить. Для исправления понадобятся действительно драматические, очень болезненные события». Сложности с организацией переобучения инженеров накладываются на неспособность интенсифицировать труд работающих инженеров. До сих пор немецкая трудовая неделя остается одной из самых коротких в мире: ежегодно средний немец работает менее 1500 часов в год, в т. ч. благодаря исключительно длинным отпускам, что на 300 часов меньше, чем средний показатель по США, и на 900 часов меньше, чем средний показатель Южной Кореи. Увеличение рабочего времени существующих инженеров всего на 1 час в неделю дало бы эффект, сравнимый с наймом на полную ставку 20 тысяч инженеров. Однако такие шаги практически невозможны из-за чрезвычайно консервативного немецкого трудового законодательства. «Я не думаю, что для молодых людей было бы проблематично работать по 50 часов в неделю. Такая интенсивность труда не скажется ни на здоровье, ни на способности находить свободное время для встреч с друзьями. Однако политик, высказывающий такую идею, превращается чуть ли не во врага конституции», – с горечью констатирует Норберт Вальтер.

Сомнительно выглядит и идея интенсификации работы инженеров с помощью более активного задействования работы инженеров-женщин. «Женщины-инженеры действительно работают меньше мужчин-инженеров, – признает Томас Майер. – Однако надо учитывать, что женщины-инженеры обычно представляют строительные специальности, они работают в архитектурных бюро, а строительный сектор переживает в данное время в Германии спад. Так что низкая занятость женщин-инженеров объясняется этим спадом, и интенсифицировать их работу не представляется возможным». Резервы вывода безработных на рынок труда также давно исчерпаны. «Те сотрудники, которые были безработными несколько лет, уже вряд ли могут работать по специальности. А других безработных инженеров практически нет», – сказала «Эксперту Online» пресс-секретарь гессенской региональной дирекции федеральной службы занятости Германии Ангела Кёт.

В сложившейся ситуации многие политики видят выход для немецкой экономики в привлечении высококвалифицированных мигрантов. Но пока эта программа не может похвастаться успехами. Согласно данным министерства внутренних дел, в позапрошлом году ей воспользовались лишь 456 иностранцев, а в прошлом году по программе привлечения высококвалифицированных иностранцев в Германию приехало 466 человек. Это совершенно смешные цифры на фоне потребностей немецкой экономики. По мнению Томаса Майера, причина такого провала немецкой миграционной политики – в фундаментальном непонимании происходящего. «Миграция – это не кран, который можно произвольно открывать и закрывать», – сказал «Эксперту Online» Томас Майер. – Международный опыт говорит о том, что подавляющее большинство иностранцев, занимающих позиции квалифицированных технических специалистов, приезжают в страны еще студентами, получают специальность и только потом остаются работать. Этот подход нетипичен для Германии, рассчитывающей привлекать готовых специалистов. Однако проблема заключается в том, что относительная привлекательность Германии по сравнению с другими странами Запада для готовых квалифицированных специалистов достаточно низка».

По подсчетам Майера, 98% иностранных высококвалифицированных специалистов, работающих в США, приехали в страну еще в качестве студентов. Получив образование, эти мигранты добились временного разрешения на работу, и только затем – постоянного разрешения. Между тем эта модель, прекрасно работающая в США, имеет мало шансов для развития в Германии – в том числе потому, что образование в немецких вузах, в отличие от американских, практически бесплатно (лишь в некоторых федеральных землях образование стоит 500 евро в семестр), а стало быть, немецкие миграционные власти весьма негативно смотрят на иностранных студентов, подозревая в них желающих воспользоваться достижениями немецкой социальной экономики. Такие взгляды, оказывающиеся в конечном итоге губительными для немецкой экономики, вызывают сильнейшее раздражение Норберта Вальтера. «Немцы полагают, что они могут вести политику, при которой они делают только то, что выгодно им, и это же будут делать все остальные. Немцы полагают, что они могут приглашать рабочую силу на короткий срок, а потом, когда она больше не нужна, могут выставить этих людей за дверь – крайне наивное представление. Однако если вы занимаете откровенную позицию по вопросам миграции трудовых ресурсов, как, например, я – если вы говорите о том, какое количество страстно желающих получить образование иностранцев могла бы принять Германия – то вы начинаете получать письма, в которых вам сообщают, что вы не имеете права дышать немецким воздухом. В последний раз я получил такое письмо от одной монахини».

Тем не менее немецкое правительство продолжает делать ставку именно на привлечение готовых квалифицированных специалистов, а не на создание условий для обучения иностранцев с целью их последующего использования в экономике страны. Только вчера федеральное правительство снизило планку для выдачи бессрочных трудовых разрешений для иностранцев. Если ранее иностранец мог сразу же получить бессрочное разрешение на работу, если его немецкий работодатель платил ему более 84 тысяч евро в год (что в 3,5 раза превышает средний уровень немецкой зарплаты), то теперь иностранец может рассчитывать на немедленное получение бессрочной рабочей визы уже начиная с зарплаты в 63 тысячи евро в год.

По мнению Томаса Майера, такие меры не могут кардинальным образом переломить ситуацию. Единственным работающим механизмом нормализации числа технических специалистов может стать только естественный рост интереса к профессии инженера, вызванный повышением зарплат в отрасли. Уже сегодня зарплаты инженеров в Германии растут в среднем на 20% быстрее, чем зарплаты в других отраслях, что привлекает в технические вузы новых абитуриентов. Проблема заключается лишь в том, что в данном случае рынок получит новых специалистов не раньше чем через 5–6 лет. Пока новая волна молодежи, выбравшей сегодня профессию инженера, не выйдет на рынок, промышленность Германии будет вынуждена жить с дефицитом рабочей силы. Впрочем, некоторые компании готовы осуществлять планирование в области подготовки рабочей силы и на большие, чем 5–6 лет, сроки. Так, немецкий концерн Siemens выступил с инициативой приобщения детей к техническим знаниям еще в детском саду. Концерн, специализирующийся на коммуникационных, транспортных и медицинских технологиях, распространяет в детских садах Германии специальные игровые наборы стоимостью в 500 евро. Каждый такой набор содержит ряд игрушек, позволяющих производить простейшие технические эксперименты и должен, по мнению руководства концерна, приучать детей к мысли о том, что технические опыты могут быть интересными. Аналогичные программы осуществляются и другими немецкими концернами. Концерн ThyssenKrupp поддерживает работу летних лагерей для детей, посещающих младшие классы, – в таких лагерях детей знакомят с основами инженерного дела. Объединение металлургических компаний Südwestmetall уже выделило более 1 млн евро на проект создания технологических уголков в 90 детских садах Германии. Еще 1,5 млн евро на подобные цели выделил фонд Telekomstiftung, финансируемый компанией Deutsche Telekom.
http://www.expert.ru/articles/2008/07/17/vakansiya/

_________________
Let it be.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kleopatr
Дух


Репутация: -175    

Зарегистрирован: 23.05.2016
Сообщения: 19


СообщениеДобавлено: Сб Мар 17, 2018 1:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вы не знаете, где можно надежно заказать диплом? Просто возможности нет самой осилить эту работу, и не только возможности но и времени. Так я хочу под конец облегчить свои нагрузки, но в самой сфере я ориентируюсь, просто это все красиво оформить нужно, к чему мои руки никак не дойдут. Вот вроде неплохая организация http://www.rudiplomy.comнужно еще пару вариантов найти.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему       Список форумов Forum.profintel.ru -> Полезное и интересное Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы